|
Так
возникла современная раздвоенность культуры.
Культура уже научилась отличать уникальное от тиражируемого, воспроизводимое от
невоспроизводимого и незаменимого, хрупкий мир ценностей от мира пользы и
эффективности. Но она тем не менее не научилась ценностно освященные вещи
вводить в круг надежно охраняемого. В этом и проявляется современный алармизм*, лишенный деятельной, созидательно-мобилизующей способности. * Алармизм (от фр. alarmer - бить тревогу) - современное идейное течение,
объединяющее интеллектуалов и экспертов, предупреждающих человечество по поводу
грозящих ему глобальных опасностей и угроз — ядерной, экологической и т. п. Проблема
состоит в том, как обрести эту способность, соединить тревогу с деятельной
ответственностью, ценностный статус со статусом активного субъекта, способного
данные ценности утверждать и отстаивать. Современная этнология уже сделала
некоторые шаги в исследовании путей обретения этого синтеза ценностной
аутентичности с эффективностью. Этнологи и культурологи — это первые диссиденты
западного Модерна. Они отвергли его примитивный европоцентризм, обыкновение
третировать все незападные культуры как варварство, гегемонистскую установку на
выстраивание лестницы мировых культур, в которой отличающиеся от западного
эталона цивилизации в лучшем случае рассматриваются как предшествующий
строительный материал, в худшем — как гнездилище злых сил. Культурная антропология* впервые представила объект исследования — архаичные
культуры — в качестве ценности, достойной сбережения. Первым вариантом решения
была идея резервации. Впоследствии она была
справедливо осуждена и как неэффективная, и, главное, как несовместимая с
достоинством тех народов, культурное наследие которых собирались таким образом
«зарезервировать». * Антропология культурная - наука,
изучающая доцивилизационные (примитивные) и архаические (традиционные) общества
преимущественно в духовном измерении — верования, ценности, нравы. Сегодня
наметилась тенденция расширить предмет антропологии культурной до исследования
национальной культурной специфики как таковой применительно к любым обществам. Новым
решением стала методология преобразования культурных ценностных объектов в
субъекты действия. Первым шагом на этом пути является отказ от мировоззренческо-методологических
презумпций господствующих на Западе бихевиоризма* и номинализма**. В самом деле: культура в принципе не может существовать в бихевиористско-номиналистической
картине мира, где общее выступает всего лишь как механическая сумма отдельных
единиц. Ценности и идеалы изначально коллективны и приподняты над сферой
индивидуального интереса и «разумного эгоизма». Поэтому вместо картины
«открытого общества», в котором индивиды-атомы беспрепятственно перемещаются от
одной группы к другой, меняют свою идентичность, словно одежду,
культурологическая теория настаивает на жизненной необходимости устойчивой идентичности, на благотворности оппозиции «мы —
они», без которой жизнь погружается в энтропию. * Бихевиоризм — направление в
американской психологии и социологии, призывающее не интересоваться внутренним
миром человека, а изучать внешние стимулы и ответные реакции. Предполагалось,
что тем самым общественные науки преодолеют свою «гуманитарную ограниченность»
и уподобятся поточности и доказательности естественным. ** Номинализм - течение в
западной философской и социологической мысли, рассматривающее общество как
сумму индивидов, а все понятия, относящиеся к коллективному интересу,
общественному благу и другим надиндивидуальным уровням, — «пустыми».
Противоположная позиция — реализм,
настаивающий на примате общего над отдельным (общее существует реально, а не
номинально). Открытые
культурной антропологией законы и
принципы относятся как раз к тем, которые подвергаются запрету господствующей
идеологией современного Запада — либерализмом. В этом драматический парадокс
современной западной культуры: она предлагает принять такой набор норм и
стратегий, который губителен для человечества как вида. В частности, культурная
антропология утверждает законное право каждой национальной культуры на
следующие процедуры: |
Реклама: |