|
С
вопросом о соотношении великой письменной (цивилизационной) и малой устной
(народной) традиций, связан и другой, прямо относящийся к «проклятым» вопросам
современности, — об отношениях города и деревни, центра и провинции. Как
явствует из предыдущего, антагонизм города и деревни — вторичное явление,
сопутствующее процессу секуляризации.
Когда город олицетворяет союз церкви и государства, великого священного текста
и монаршей власти, никакого конфликта между ним и общиной не чувствуется, в той
мере в какой община выполняет роль не одной только производственно-бытовой
ячейки, но и церковного прихода. Конфликт возникает тогда, когда оба
территориальных образования или хотя бы одно из них секуляризируется.
Секуляризированная община теряет чувство причастности большому обществу, и город
с его фискальными и служилыми претензиями начинает выступать в ее глазах как
нарушитель лада и спокойствия. Но и секуляризированный город из олицетворения
высших начал служения и порядка превращается в олицетворение бюрократической
или промышленной машины — в молоха, пожирающего жизнь. Вопреки
всем марксистским и либеральным утопиям,
эпоха Модерна оказалась бессильной разрешить противоречие между городом и
деревней. Город лишь продемонстрировал способность окончательно разрушить или
растлить деревню, включить ее в систему единого массового (потребительского)
общества, лишенного теллургических и сакральных привязок. Но вряд ли это можно
назвать истинным разрешением противоречия. Проблема, не решенная индустриальной
эпохой, теперь переадресована грядущей, постиндустриальной. Разумеется,
если постиндустриальное общество понимать как
дальнейшее воплощение тенденции индустриальной эпохи — техницизации и
бюрократической рационализации, — то тогда от него следует ожидать одного:
полного и окончательного поглощения еще местами сохраняющихся анклавов природы
и культуры. Урбанизация и индустриализация как воплощение программы Модерна
означает непрерывный рост «среднего» элемента мира, прямо вышедшего из
пресловутой нейтральной зоны и воплощающего разрыв и с небом, и с землей: с
теллургическим мистериями сельского мира и мистериями христианской церкви. Космологическая формула процесса индустриализации может быть записана так: М (материя) — Жизнь — М’
(приращенная материя). Индустриализация
есть процесс самовозрастания мертвой материи за счет живой: она расхищает
энергию жизни на планете во имя расширения постчеловеческого и
посторганического мира техники. Этой формуле соответствует и другая, отражающая
интенции секуляризации и рационализации: Э (эффективность) — Ц
(ценностный потенциал) — Э’ (приращенная
эффективность. Она
означает, что просвещение открывает новые пути к эффективности (рациональности)
за счет сокращения ценностного потенциала нравственности и справедливости.
Последние оцениваются как цензура, сковывающая энергию носителей принципа
эффективности и не дающая им искать наиболее скорые пути к успеху. Можно
ли вернуть современному человеку воодушевление жизни и воодушевление правды,
витальную и нравственно-религиозную пассионарность, причем взятые не во взаимно-конфликтном, а синергетическо-гармоничном
взаимополагающем виде? В этом, несомненно, состоит главный вопрос нашей
рубежной эпохи. Для
современной эпохи характерна трагическая раздвоенность. Силы разрушения
природы, культуры и морали, получившие алиби со стороны идеологии Модерна,
выступают как активный напористый субъект — субъект разрушения. Напротив, все
то, что подвергается этому разрушительному натиску, до сих пор выступает в
страдательной ипостаси пассивного объекта. И это притом, что разрушаемые объекты
успели обрести статус ценностей! В этом проявляется декадентский характер эпохи
позднего Модерна. Классического
Модерна хватало не только на то, чтобы мобилизовать своих носителей в качестве
организованных и напористых сил. Его творческой изобретательности хватало и на
то, чтобы деятельность разрушения представить в ценностном ореоле — как чаемое
преображение мира, а объекты воздействия выставить в качестве чего-то темного,
отсталого, ненавистного. Сегодня Модерн утратил эту способность выступать как
религия безрелигиозного мира — освящать и отлучать, возвеличивать и
ниспровергать. Ценностная убедительность оставила его. |
Реклама: |