|
Было
бы серьезнейшим упрощением говорить в этом случае о диктаторе бонапартистского
типа. Светски ориентированному диктатору гораздо ближе и понятнее претензии
окружающего его «боярства», чем чаяния более далекого народа. Да и меч
диктатора — это всего лишь символ голой силы, лишенной настоящего ореола и
религиозно-нравственного вдохновения. Только теократия дает это вдохновение,
только сочетание политического абсолютизма с доктриной спасения приводит к
успеху. Большевистская
власть, несомненно, выполняла роль теократического суррогата —
секуляризированной версии спасения и обретения обетованной земли под
водительством мессианского вождя. В то же время большевизм был архаической
доктриной даже в сравнении с древнейшими теократиями, ибо претендовал на
непосредственное отождествление функций царства, священства и пророчества.
Коммунистический генеральный секретарь выполнял миссию и первого теоретика
партии (пророка), и хранителя норм и ритуалов коммунистического образа жизни
(священства), и носителя верховной государственной власти (царя). Такая архаика
троичного тождества даже в Ветхом Завете описывается как достояние далекого
прошлого! Книга I Царств отражает эту ностальгию иудейского сознания по
оставленной в прошлом абсолютной теократической монолитности. Бог в книге
Царств, обращаясь к верховному жрецу (судье) Самуилу, отчаявшемуся подчинить
народ силой одной только жреческой власти, говорит: «Не тебя они отвергли, но
отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. Итак, послушай голоса их; только
представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними» (I
Царств, 8:9). Марксистско-большевистская
мечта об отмирании государства и об управлении обществом на основе одного
только принципа веры (добровольной коммунистической сознательности),
несомненно, соотносится с этой иудейской ностальгией по времени, когда функции
жречества, царя и пророка не были разделены. Но эта ностальгия характеризует и
православное сознание: не это ли стало той ловушкой, в какую оно попалось во
время объявленной большевиками «священной» войны с эксплуататорами?
Теократический тип сознания включает свои специфические соблазны и мифы, один
из которых — устранение срединного, боярского элемента, и прямое слияние двух
сакральных полюсов — общинного мира и священного царя. «Когда земским людям
кажется, что они одержали победу над сильными, эта победа рисуется в виде
единения милостивого царя с землею, в виде договора царя с землею о том, чтобы
вывести из царства сильных людей»*. * Цит. по: Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания. М., 1994. С.
179. Таким
образом, в теократическом принципе сталкиваются и начало христианского
православного реализма, и начало утопизма. Реализм связан с осознанием
энтропийных тенденций распадения политической триады, идущих от боярского
своеволия; утопизм — с упованием на то, что без срединного элемента — служилого
боярства (элиты) вообще можно обойтись. «Кухаркина» утопия марксизма находится
в архитинической близости с этой народно-теократической утопией, чем и
объясняется ее живучесть и популярность. Эта
утопия свидетельствует о том, что и само народное сознание внутренне несвободно
от гедонистических уклонов и соблазнов неслужилой, безыскусной жизни, какие оно
приписывает одному только боярству. Теократическая дисциплина не менее
необходима народному сознанию, чем государственная — боярству. Пресловутый
локализм общины, о котором так много говорят либеральные критики народа (противопоставляющие
ему мобильный средний класс), на самом деле является не традиционалистским, а
посттрадиционалистским феноменом. Верующий
православный народ, приобщенный через церковь к великой письменной традиции,
свободен от уклонов локализма. А вот секуляризированная община, выпавшая из
великой цивилизационной (суперэтнической) традиции православия, в самом деле
впадает в локализм. Локализм неразрывно связан с секуляризацией — с вырождением
народа как исполнителя христианского долга в массу, знающую только принцип
земного интереса и пользы. Локализм есть промежуточная ступень между первичной
христианской ортодоксальностью православного народа, верного великой письменной
традиции, и вторичной цивилизационной фазой, связанной с суперэтпическими
синтезами светского просвещения. Но надо при этом отметить, что эта вторичная
фаза практически никогда не достигает той нравственной устойчивости, того
вдохновения долгом и нормой, какие знает народ в первичной, религиозной
цивилизационной фазе. |
Реклама: |