|
Весьма
характерно для восточнохристианской традиции, что народ здесь не полагается ни
на законы «невидимой руки», творящей из хаоса индивидуалистических устремлений
благие коллективные результаты, ни на понятие «естественной морали», в свое
время зачаровавшие Запад. Социальная драма здесь обнаруживает свою причастность
высокой космической драме — столкновению мировых сил Добра и Зла, заряженных колоссальными
энергиями. Великий
царь, воплощающий христоцентричный космический порядок, должен обладать
величайшей государственной волей, необходимой для того, чтобы наименее
вероятное в нашем земном греховном мире состояние правды-справедливости сделать
реально возможным. Земным воплощением этой сакральной воли является воля к
власти — абсолютной власти. Хрупкое по земным меркам Добро нуждается во власти
для своей защиты — при том условии, что сама власть облечена и вдохновлена
православным заданием. Напрасно
было бы приписывать этой власти чисто патерпалистские интенции: власть
воплощает не готовые дармовые блага, ожидаемые чернью (хлеба и зрелищ), а
священный долг, бремя которого может быть очень и очень тяжелым. Великий царь
благодаря своим неограниченным властным полномочиям, перед которыми
уравниваются все подданные, навязывает всем социальным группам без исключения
своего рода равенство служилого долга. Консенсус служилого государства,
обязывающий одних исправно нести свои повинности кормильцев общества, других —
повинности военных защитников и администраторов, исключает классовое недоверие
и зависть. Опираясь
на поддержку народа, привыкшего и к тяготам труда, и к тяготам христианского
долга, великий царь призывает к столь же суровой, самоотверженной службе и
срединное сословие — тех, кого сегодня причисляют к
административно-политической, экономической и военной элите. Положение элиты
двойственно: она, несомненно, пользуется привилегиями, но она же призвана к
исполнению служилого долга. Этот шаткий баланс между привилегиями и долгом
постоянно грозит быть нарушенным в пользу одних только привилегий, «не
омраченных» долгом. Задача справедливого и грозного царя в этом случае —
призвать к долгу. Дамоклов
меч властного вседержителя постоянно нависает над головами служилых сословий и
тяготит их. Их естественное и неискоренимое стремление — получить «золотую
вольность», сохранив и упрочив привилегии. Привилегии без долга — вот утопия,
свойственная сознанию сильных людей в государстве, забывающих об исторической и
функциональной подоплеке полученных ими социальных преимуществ. Народ же
заинтересован в том, чтобы сильные люди были призваны к долгу, и ревниво
наблюдает за этим. На этом и основан таинственный союз государя и народа в
восточной теократии: опираясь на народ, государь подавляет своеволие сильных
людей и их узурпаторско-гедонистические поползновения; опираясь на государя,
народ надеется обуздать аппетиты «сильных людей» и их чрезмерные притязания. Если
интерпретировать это в терминах теории политического процесса, то мы увидим,
что его нормальное течение, образующее необходимую драматургию общественной
жизни, обусловлено взаимодействием всех трех персонажей: государя, народа и
боярства. Сегодня, в постсоветскую эпоху, когда фактически разрушено российское
государство, остро ощущается дефицит полномочий у одной из ключевых фигур —
государя-вседержителя. Все то, что получило демагогическое название демократии,
на самом деле означает освобождение бывшей номенклатуры от бремени
государственного долга и сохранение одних только чистых привилегий. Мы
видим, к чему это приводит: номенклатура, переставшая стесняться, приватизирует
государство со всем его веками накопленным добром и беззастенчиво торгует
государственными интересами. Здесь-то и обнаруживается, что недовольство народа
таким положением, прямо ведущим к тотальному разоружению и национальному краху,
не воплощается в определенную коллективную волю, в эффективную политическую
силу, потому что отсутствует необходимый персонаж драмы — священный царь.
Только соединение двух полюсов — народа и государя-вседержителя образует
«вольтову дугу», способную выжечь шлаки смутного времени. |
Реклама: |