|
С
другой стороны, община христоцентрична,
она связана с великой письменной традицией христианства как мировой религии. Не
случайно каждая крестьянская община совпадала с приходом — общиной верующих,
причастных великому письменному тексту христианства. Собственно, сам синкретизм* русского
понятия «крестьянство» означает переплетение и совпадение трудового и
христианского долга, мистерий Земли и Неба, космоцентризма и христоцентризма. * Синкретизм - слитность,
внутренняя недифференцированность, сопутствующая ранним стадиям развития
биологических или культурных явлений. Синкретика - отрасль
современного методологического знания, связанная с мягкой привязкой и взаимной
адаптацией разнородных начал, вместо жёсткого подчинения или ущемления прав
одного в пользу другого. И
именно потому, что община — это еще и приход, она связана с большим миром
великой обязывающей связью. Секуляризированный тип сознания, в особенности если
он не прошел новейшую культурологическую выучку — а именно это до сих пор
остается изъяном и марксизма, и либерализма, — не мыслит иной связи между
локусами-общинами, нежели искусственно-насильственная связь деспотического
государства. Без этого насилия община видится и либералам, и марксистам как
злостный дезертир из большого мира, равнодушный к его нормам, его нуждам и
запросам. На
самом деле Московская Русь вплоть до церковного раскола являла собой
удивительное совпадением духовных интенций*
общины и интенций государственности. Государство выступало не столько в своем институционально-административном
образе внешней понукающей силы, сколько в образе большой православной общины,
во главе со святым православным царем. Это и есть модель византийской,
восточнохристианской теократии, воплощенная в Московской Руси. * Интенция - направленность
внимания, духовный настрой. Но
если бы речь шла только о симбиозе государства и общины, политическая и
культурная история России (и православного Востока вообще), не явила бы миру
образ той великой напряженной драмы, какую представляет наша история. Драматизм
связан с конфликтностью внутренней и внешней. И олицетворением этого
конфликтного, отклоняющегося начала выступает в российской истории
промежуточный слой, разделяющий сакральные полюса — народ и православного царя,
стража правды-справедливости. Речь
идет о сильных людях, о боярстве, живущем не но принципу христианской
справедливости, а по принципам морали успеха — преследуя личную или
корпоративную выгоду любой ценой, безотносительно к тому, чем это обернется и
для народа, и для государства. Средний слой (мы берем данную категорию не в
социологическом значении среднего класса, а как знак обособления от священных
полюсов — от святой земли и святого царя) образует ту самую область ценностно
нейтральных значений, на какую столько надежд возлагает современная либеральная
теория. С.С.
Аверинцев, следуя в данном случае стереотипам либеральной идеологии, с
осуждением пишет, что «русская духовность делит мир не на три, а на два — удел
света и удел мрака; и ни в чем это не ощущается так резко, как в вопросе о
власти. Божье и Антихристово подходят друг к другу вплотную, без всякой
буферной территории между ними...»*. На самом деле интуиции русского
нравственно-религиозного сознания связаны объективно жесткими дилеммами нашего
общественного бытия, с пониманием того, что в ситуации роковых выборов между
Добром и Злом, подвигом и трусостью, верностью и отступничеством люди «золотой
середины» скорее всего выберут более легкий, но губительный в нравственном
смысле путь. * Аверинцев С. С. Византия и Русь:
два типа духовности// Новый мир. 1988. № 9. С. 234-235. Особый,
«критический реализм» православия связан с интуицией весьма созвучной
представлениям современной энтропийной теории. Эта интуиция ведет к осознанию
того, что отпущенная на волю нейтральность не может долго сохранять
позитивно-нейтральное состояние и неминуемо идет к «отпадению от закона», к
нигилистическому своеволию. Великая социальная драма развертывается как
отношения трех архетипических персонажей: народа (мира), царя, наделенного
теократией полномочиями защитника правды-справедливости, и своевольного
боярства. |
Реклама: |