|
Российские
отцы-основатели объясняли гибель родного предшественника — Византии изменой
православию, беспринципными играми с Западом и с западной церковью,
выразившимися в Флорентийской унии. От кого же исходит инициатива нарушения
принципа священной справедливости и в каких формах это проявляется? Надо
сказать, здесь наблюдается таинственный парадокс: тот самый промежуточный средний слой, на который столько надежд возлагается на
Западе, олицетворяет роковые отклонения от принципа священной справедливости на
Востоке. Правда, речь идет не о среднем классе в собственном смысле слова, а о
срединном, промежуточном слое в смысле посредничества между верховным
властителем, воплощающим принцип богопомазанной священной власти, и народом,
ожидающим от этой власти выполнения мессианской политики и поддерживающим ее в
этом. От этого слоя исходит опасность искажения принципа сразу в нескольких
формах. Наряду
с тем нарушением консенсуса служилого государства,
о котором говорилось в предыдущей главе, этот промежуточный слой обнаруживает
тенденцию к другим, не менее опасным формам «уклонизма». Во-первых,
он склонен профанировать идею сакрализированной
государственности и ее статус в мире своим сомнением в ее
мессианской уникальности. Мессианская государственность, ориентированная на
принцип коллективного спасения, требует от каждого подданного настоящего
подвига жертвенности и самоотдачи. В отличие от аскезы сугубо служилого
государства в сакрализированной государственности любые жертвы воспринимаются
жертвователями не как непосильные и чрезмерные, а как высший долг и призвание.
Но как только государственность лишается священного ореола, ее амбиции и те
жертвы, которых они требуют от подданных, начинают восприниматься как нелепые и
более не выносимые прихоти деспотизма. Мессионерский образ спасительной или
«первопроходческой» государственности сменяется образом тоталитарного монстра. Такие
инверсии образа не раз случались в
истории древнееврейской государственности; не раз происходили они и в истории
государственности российской. Первый раз это случилось в период смуты, которая
совсем не случайно получила в народе название боярской. Боярский либерализм в
России был, по-видимому, первой исторической формой либерализма и, как все последующие
его формы, носил печать импортированного продукта. Этот первый, шляхетский
либерализм, выражающий идею своевольного шляхетского суверенитета перед лицом
короля, воспринимаемого всего лишь как «первый среди равных», пришел к
российскому боярству из Польши. Не случайно и первым «либеральным реформатором»
в России стал Лжедмитрий, олицетворявший одновременно и боярский бунт против
самодержавной богопомазанной власти, и геополитические притязания враждебной
России державы. Так впервые явственно совпали в российской политической истории
своекорыстный боярский либерализм (своекорыстный потому, что предназначался не
для всех, а для боярской номенклатуры, тяготившейся государственной
ответственностью и дисциплиной) и компрадорское отступничество от национальных
интересов. Боярство заимствовало на Западе идею светского, не обремененного
мессианскими замашками и долгом государства, управляемого шляхетской
номенклатурой келейно и в свою пользу. Во-вторых,
от боярства исходили тенденции местничества,
доходящего до негласного разрыва с центром, до сепаратизма. Боярству был чужд
образ Руси как святой земли, на которой стоит мессианская государственность,
источающая свет высшей истины и правды-справедливости. Образ святой земли
приземляется до образа земли как вотчины, земли как ресурса — объекта боярских
«приватизации» и других самообогащающих инициатив. Наконец,
в-третьих, от боярства исходит совершенно новый, непривычный для
российского самосознания взгляд на народ. В контексте российской
мессианской идеи это - народ-богоносец, носитель тяжкой, но высокой,
боговдохновенной миссии. В восприятии боярского секуляризированного
сознания, российский народ — это всего лишь крепостная рабочая сила, заметно
уступающая западноевропейской по уровню квалификации, исполнительской
дисциплины и предприимчивости. В контексте мессианской идеи, русский народ —
уникальное явление мировой истории, незаменимый носитель мироспасительной
миссии. В рамках боярского секуляризированного восприятия, это всего лишь
«материал», уступающий многим другим по качеству и потому удостаиваемый самых
уничижительных оценок. |
Реклама: |