|
* Там же С. 117. Надо
сказать, это характерно для сознания всякого порабощенного, но духовно не
сломленного, чающего освобождения народа: он мыслит свою свободу не в терминах
индивидуального успеха, а в терминах коллективного воскресения. Сознание
индивидуалистического успеха в таком контексте не может не выступать как
порочно-компрадорское сознание, ищущее личных благ за спиной своего народа и
нередко — в сговоре с его врагами. Это очень сильно ощущается в тональности
ветхозаветного текста. Не перипетии индивидуальной судьбы — индивидуального
грехопадения, изгойства и последующего реванша социальной или душеспасительной
достижительности, а перипетии исторической судьбы народа и царства переживаются
в древнееврейской апокалиптике. Как пишет Г. П. Федотов, «в пророчестве Израиля
задана вечная тема социального христианства, в книгах Судий и Царств — его
политическая тема. Не подлежит сомнению, что в известный период истории Израиля
царская идея сливалась с идеей мессианской.
Грядущий Мессия — Царь Израилев, из дома Давидова, воссоздатель былой славы,
осуществитель правды... Каждый правнук Давидов призван быть помазанником
Божиим, носителем правды, спасителем народа. Его корона скована не из реального
золота власти и славы, а из чаяний и символов»*. * Федотов Г. П. Империя и
свобода. Нью-Йорк, 1989. С. 205-206. Как
видим, священная справедливость в отличие от уравнительной справедливости
служилого государства, осуществляется не «здесь и теперь», а обращена к
исторической перспективе, к смыслу истории, который раскрывается как миссия
избранного народа, спасающего себя и вместе с собою — все человечество. Эта мессианско-апокалиптическая тема провиденциальной, имеющей
свой смысл и замысел истории пронизывает не только сознание еврейского народа.
Ее воспринял как откровение о собственной судьбе и русский народ — глубоко
восточный по своей устремленности не на индивидуальную достижительность, а на
коллективное призвание — избранничество. Сегодня
все усилия либеральных реформаторов направлены на то, чтобы в корне изменить
его менталитет, привить ему достижительно-индивидуалистическую
мораль и тем самым перевести из восточного культурного ареала на Запад. Однако
мы еще не знаем, какова будет истинная диалектика замысла и результата. Пока
что все усилия указанных реформаторов отмечены неожиданным и мощным эффектом
бумеранга. Задумали привить достижительную мораль, а на деле отбросили на самое
дно нищеты и отчаяния. Задумали вернуть в европейскую семью, на деле же
геополитически вытолкнули из Европы, перечеркнули дело Петра, закрепившегося на
морях, вернули государство к очертаниям старой Московии. Словом, мы имеем
сценарий, больше напоминающий драматическую ветхозаветную историю крушения,
изгнания и рассеяния народа, чем европейскую историю политического
самоутверждения, социально-экономического подъема и цивилизованной
межэтнической интеграции. 2. Реализация принципаПринцип
священной правды-справедливости в коллективных судьбах народа может
осуществляться в двух формах: либо в форме реванша забитых и угнетенных низов,
которые обращают священный меч царя-мессии против внутренних угнетателей и
узурпаторов, либо в форме реванша народа, порабощенного внешними угнетателями,
но в конечном счете мобилизующего свою грозную государственность для
сокрушительного отпора врагу. Симптоматично, что эти две формы переплетаются в
судьбах всех восточных народов с тех пор, как они подверглись натиску западной
колонизации. Рассмотрим
их на примере российской судьбы и российской мессианской
идеи. В контексте новейшего опыта нам предстоит заново обратиться к
тому ответу, который дали наши отцы-основатели Москвы как «третьего Рима» на
вопрос: почему же «два первые Рима падеши»? В
отличие от американских отцов-основателей они находили ответ в логике духа, а
не в материи политических учреждений: погибли потому, что отпали от духа. США
ориентировались на «первый Рим» как свою предтечу и прообраз, Россия — на
«второй Рим» — Византию. Отцы-основатели США объясняли падение «первого Рима»
вырождением демократической республики в тиранию, что произошло, по их мнению,
из-за неразработанности в Древнем Риме принципа разделения власти, отсутствия
политического механизма сдержек и противовесов. |
Реклама: |