|
Можно
сказать, что в данном случае восточная государственность являет свою светски
рациональную форму, хотя и светскость и рациональность здесь не имеют ничего общего
с индивидуалистическо-эмансипаторским духом
западного типа. Речь идет не об индивидуалистической достижительности, а о
коллективной целесообразности, реализуемой через служилую аскезу,
выступающую здесь не в мистическо-религиозной, а в функционально-авторитарной
форме всеобщей государственной дисциплины. Но
мы ничего не поймем ни в восточной политике, ни в восточной государственности,
если не откроем в них еще одну сторону — религиозно-мистическую, относящуюся к
миссии спасения. Речь идет о восточной мессианской
утопии, повлиявшей на историю политической жизни на Востоке не меньше, чем
технократическая и эмансинаторская утопии на Западе. В каких же формах является
и на каких основаниях утверждается мистическое начало восточной
государственности? Это
начало питается напряженно-иступленными ожиданиями, которые тот или иной
восточный народ, ощущающий на себе глубочайшую жестокость и несправедливость
земной истории, связывает со своей государственностью. Государство
подпитывается энергией особой «вольтовой дуги», одним полюсом которой выступает
память о славном прошлом — о золотых днях народа, которому история обещала
столь многое, другим — ощущение невыносимости настоящего, связанного либо с
внешним порабощением, либо с внутренними провалами в бездну. Народ, вкусивший
горечь истории, но духовно не сломленный, рассчитывает выскочить из бездны с
помощью могучей национальной государственности. Но ему мало национального
самоутверждения: он возлагает на свою государственность всемирно-исторические,
мироспасительные задачи и тем самым утверждается в своем историческом
достоинстве и мессианском самолюбии. Словом,
на одной стороне трагический провал, на другой — великое воскресение и
призвание. Из этой «вольтовой дуги» истории рождается «вольтова дуга»
государственности. Здесь государство не просто выполняет свои обычные
политические функции, а осуществляет исторический сценарий, воспринимаемый как
драма не только национальной, но и мировой истории. Завязкой драмы служит
катастрофическое событие, уничтожившее народное счастье, но не перечеркнувшее
коллективные надежды, а сделавшее их иступленно-мистическими, религиозно
экзальтированными. Вот как описывает это обладающий глубокой историософской
интуицией Н. А. Бердяев: «История возможна только... если мировой процесс воспринимается
как процесс катастрофический. Восприятие истории как катастрофического процесса
предполагает некоторый центр, в центре этом дан исторический факт и вместе с
тем раскрывается Божественное, внутреннее делается внешним, воплощаемым»*.
Бердяев отмечает, что историческая эсхатология и
связанный с нею образ мессианской государственности впервые возникли в истории
еврейского народа, создавшего своего рода прецедент принципа священной
справедливости в политике. Предполагаемый центр мировой истории — это древний
Израиль; совершившийся в этом центре роковой исторический шаг — это порабощение
Израиля; внутреннее, призванное стать внешним, воплощаемым, — это конечное
торжество еврейского народа в истории как народа избранного, мессианского. Тем
самым задан один из великих восточных архетипов политической истории,
воплощаемый той или иной мессианской государственностью. 1 Бердяев Н. А. Смысл истории.
Paris: YMCA-Press, 1969. С. 44. Этот
архетип был наследован русским народом,
прочитавшим свою историю начиная от рокового факта татаро-монгольского
порабощения в терминах древнееврейской апокалиптики,
сталкивающей два напряженно противоположных образа: всемирного изгойства и
всемирного избранничества. Важно подчеркнуть, что речь при этом идет не об
индивидуалистическом реванше тех или иных «золушек», ставших принцессами, или
лесорубов, ставших президентами, как это имеет место в архетипе западном,
выражающем установки достижительного сознания. Нет, речь идет о коллективной судьбе, коллективном призвании и избранничестве.
Как пишет Н. А. Бердяев, «это связано еще и с тем, что еврейство но своей
духовной природе коллективистично, в то время как арийство — индивидуалистично.
Эта связанность еврейского духа с судьбой народа, эта невозможность мыслить
судьбу индивидуальную вне существования народа, вне судьбы Израиля... В
еврействе идея свободы не была индивидуальной, это была свобода народа — она
конструировалась коллективистично...»*. |
Реклама: |