|
Надо
также признать, что целиком служилое государство выступает как продукт
предельно жестких политических технологий, основанных на крови и насилии. Эти
/технологии, как правило, являются очень затратными: правитель не только не
считается с издержками, но даже и прямо склонен усиливать издержки
государственно-политического и военного строительства, ибо высокие издержки
создают особую аскетическую психологию в обществе, климат всеобщей
жертвенности. Служилое государство питается жертвенностью, и потому все то, что
формирует жертвенный этнос, сознательно поощряется правителем. Но
поэтому сама общественная жизнь предельно упрощается, как и формируемые в ней
общественные типы. Вот как описывает это Г. П. Федотов, сравнивая деспотическую
служилую Московию с более вольной Киевской Русью. «Что поражает в нем (северном великороссе. — А.П.)
прежде всего, особенно по сравнению с русскими людьми XIX века, это его
крепость, выносливость, необычайная сила сопротивляемости. Без громких военных
подвигов, даже без всякого воинского духа — в Москве угасла киевская поэзия
военской доблести, — одним нечеловеческим трудом, выдержкой, более потом, чем
кровью, создал московитянин свою чудовищную империю... Мировоззрение русского
человека упростилось до крайности; даже по сравнению со Средневековьем москвич
примитивен. Он не рассуждает, он принимает на веру несколько догматов, на
которых держится его нравственная и общественная жизнь»*. * Федотов
Г. П. Судьба и грехи России. — В 2 тт.; Т. 2. С.-Петербург; София,
1991. С. 285. Надо
сказать, что восстановление консенсуса служилого государства, осуществленное
Сталиным в 30-40-х годах, сопровождалось аналогичным упрощением общественного
духа и мировоззрения по сравнению с более рафинированным XIX веком и тем более
«серебряным веком» русской культуры. Но это упрощение явилось своего рода
платой за преодоление декадентско-гедонистических вывихов русской культуры. Дореволюционная
императорская Россия воевала с Германией как развитое государство с развитым:
потери с обеих сторон были сопоставимыми. И тем не менее русский народ,
расслабленный более щадящими условиями пореформенной жизни (1861-1914) не
выдержал потерь первой мировой войны: при приближении их к миллионной величине
началась массовая, деморализация армии и общества. Советская Россия во второй
мировой войне воевала с Германией уже как слаборазвитое восточное государство с
западным — баланс потерь составил примерно 9:1. И тем не менее она выиграла
войну. Создается впечатление, что тот антропологический
тип, который формируется в более щадящих условиях, вообще не в состоянии
держать и оборонять огромное евразийское государство. Но главная причина все же
кроется в нарушении служилого консенсуса, происходящем
по вине и по инициативе верхов, ранее усваивающих потребительскую мораль
безответственного и своекорыстного гедонизма. ГЛАВА IVПринцип
священной справедливости Союз царя-мессии с богоспасаемым народом
Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее. Притчи Соломона 1. Происхождение принципаВ
предыдущей главе был рассмотрен принцип уравнительной справедливости в основном
в легистской интерпретации. Речь идет о
равенстве всех подданных служилого государства, объединенных в служилые
сословия, каждое из которых имеет обязательство перед другими в виде общего патриотического
долга. Верховная власть при этом стоит над всеми сословиями и следит за тем,
чтобы ни одно из них не уклонялось от служилых функций на общее благо.
Руководящим принципом и критерием оценки является функциональная эффективность;
ничто другое — происхождение, сословная или местническая солидарность — не
действует и не принимается во внимание. Не сословная честь, а государева служба
— вот кредо такой государственности. В Китае его исповедовали легисты; у нас
это кредо сложилось при первых Иоаннах (от Калиты до Грозного), закрепилось при
Петре I и заново было воспроизведено при Сталине. |
Реклама: |