|
* Цит. по: Плеханов Г.В. Указ. соч. С. 171. Таким
образом, Пересветов близок скорее легистскому, чем собственно теократическому
идеалу: у него не церковь направляет верховного государственного владыку к
благочестию, а, напротив, этот владыка обеспечивает благочестивость и
церковного клира, и паствы. Это поистине монистический принцип,
когда политическая власть подчиняет себе духовную и возвышается над всеми.
Один царь непосредственно ответственен перед Богом, все остальные ответственны
перед царем. Пересветов, как и легисты, не ставит вопрос о том, каковы
источники идейного вдохновения и веры самой верховной власти. Является ли вера
всего лишь средством идейного контроля в руках власти или власть как таковая
органически включает идейную компоненту и безыдейной быть не может по
определению — это не уточняется. Возникает некоторая двусмысленность образа
верховного владыки: является ли он беззастенчивым политическим технологом —
манипулятором власти, цинично и расчетливо подчиняющим ей духовную сферу? Или
технологические и теократические функции сами по себе являются нераздельными
компонентами высшей власти и их сочетание не является делом специальной техники
и расчета? Аналогичные
вопросы возникают применительно ко второму пункту программы Пересветова —
укрощению боярства. Главный герой политического романа Пересветова — последний
византийский император, Константин XI, — потерял царство потому, что доверился
вельможам и подчинил свою политику их сибаритским и уклонистским, неслужилым
помыслам и наказам. Вельможи хотят властвовать самочинно в своих вотчинах
поэтому они заинтересованы в ослаблении политического центра. Они хотят
наслаждаться прелестями частной сибаритской жизни и потому проповедуют
пацифизм, изгоняют героический воинский дух и, выражаясь современным языком,
разрушают военно-промышленный комплекс. Чтобы не лишиться «своего упокою», они
придумали написать «от Бога с великою клятвою» книги, в которых доказывалось,
что христианскому государю позволительно вести только оборонительные, а не
наступательные войны. Константин
внял этим наставлениям, поверил пацифистской утопии, чем и воспользовался его
грозный противник — турецкий султан. Константинополь, разоружившийся идейно и
материально, был завоеван и разрушен. Пересветов прямо высказывает догадку, что
ересь пацифизма носит компрадорский характер; ее распространяли бояре,
продавшиеся турецкой сверхдержаве. «[Если] царь кроток и смирен на царстве
своем, и царство его оскудеет, и слава его снизится. [Если] царь на царстве
грозен и мудр, царство его ширеет и имя его славно по всем землям. А греки
благоверного царя Константина укротили от ереси своея, и они царство потеряли»*. * Цит. по: Плеханов Г. Д. Указ. соч. С. 155. Пересветов
настаивает также на гегемонии государственной власти в экономической области и
на укрощении «приватизаторских» аппетитов боярства. Боярство, присваивая,
переманивая и закабаляя крестьян, фактически отнимало у государства его
производительную силу и тем самым подрывало его экономически. Чем дальше
заходил процесс приватизации боярством крестьян и угодий, тем большая часть
национального богатства тратилась не на укрепление государственного могущества,
а на обеспечение расточительного и аморального образа жизни безответственной
номенклатурщины. «... Вельможи русского царя сами богатеют и ленивеют, а
царство его скудеет»*. * Цит. по: Плеханов Г. В. Указ. соч. С. 160. 3. Издержки принципа Служилое
государство, несмотря на его объективно обусловленный историческими и
геополитическими обстоятельствами характер, в целом надо признать искусственной
конструкцией. Оно не естественный итог народной жизни, не результат
политической самодеятельности народа, а продукт умысла — соединения легистской
теории с неукротимой властной волей самодержца, выступающего как социальный
инженер и конструктор. Этот конструктор относится к народу как к безгласному
сырью, из которого он «по чертежам», заимствованным из «учения», строит здание
государственности. Этот конструктор вынужден разрушать традиции и лепить
«нового человека», лишенного культурной памяти. Ибо память привязывает к
прошлому и побуждает строже судить о настоящем. Абсолютистский
правитель-конструктор не заинтересован в таких суждениях. |
Реклама: |