|
Сегодня,
когда кризис государства и деформация геополитического пространства достигли
своего предела, потребуется, вероятно, новое повышение роли служилого времени в
бюджете национального времени и сопутствующая этому рокировка доминирующих
общественных типов. В этом состоит, может быть, самый разительный из парадоксов
нашей реформационной эпохи. Реформаторы замыслили искоренить героику
милитаристской «антиэкономики», заменив ее «позитивным» хозяйственным
творчеством индивидуалистического типа. Но разрушение государственности сегодня
объективно требует нового резкого увеличения доли служилой «антиэкономики», без
чего нации не удастся защитить себя и уберечь свое жизненное пространство. В
свете этих задач многие приметы времени приходится интерпретировать по-новому.
Когда смотришь на предельно агрессивный тип самоутверждения «крутых парней» из
нового поколения, их неожиданную стайность, их милитаристскую психологию, может
показаться, что мы имеем дело со своего рода антитоталитарным комплексом —
реакцией на длительную вынужденную приниженность личности, готовящейся теперь к
новому, неподопечному существованию в рамках гражданского общества. Многое,
однако, заставляет усомниться в том, что мы имеем дело с подготовкой к
граждански-самодеятельному существованию. Психология этих раскованных «героев»
настолько далека от того, что требуется в настоящей продуктивной экономике,
настолько близка к архетипам кочевнической «удали», набега и захвата, что
трудно представить себе те меры, посредством которых общество могло бы вернуть
их к добродетелям трудового образа жизни. Обратите
внимание: сегодня те самые люди, которые проявляют полную неспособность к
ратным подвигам и политической воле, необходимой для защиты государства от
внешних врагов, в то же время проявляют поразительную агрессивную дерзость в
нескончаемых внутренних разборках. Автор «Книги правителя области Шан» усмотрел
своего рода обратно пропорциональную зависимость между настоящей воинской
доблестью и повседневной агрессивностью и незаконопослушанием. Сильная власть
получает законопослушных и доблестных подданных, слабая — агрессивных у себя
дома и трусливых перед внешним противником. «Поэтому методы управления того,
кто достигает владычества в Поднебесной, заключаются в том, чтобы народ
страшился развязывать драки между общинами, но был храбр в сражениях с внешним
врагом»*. * Книга
правителя области Шан. С. 186. Рискованное,
но в то же время слишком правдоподобное предположение состоит в том, что
обычные институты гражданского общества, от семьи до предприятия, вообще не в
состоянии по-настоящему социализировать это новое поколение, укротить его
отпущенные на волю стихии. Это будет под силу только государству, причем
такому, которое сумеет организовать и сублимировать эти предельно высокие
стихийные энергии, придав им форму напряженнейшего политико-административного и
геополитического творчества. Или, как пишет наш автор, «если государство
способно вызвать к жизни силы народа, но не в состоянии обуздать их, его
называют "государством, атакующим самое себя" и оно обречено на
гибель. Если же государство способно вызвать к жизни силы народа и в то же
время может обуздать их, его называют "государством, атакующим врага"
и оно непременно станет могущественным»*. * Указ. соч. С.
159-160. Характерно,
что в России времен становления централизованной государственности и борьбы с
боярским своеволием появилась книга, идеи которой поразительно созвучны идеям
Шан Яна, хотя авторов отделяет друг от друга двадцать веков. Речь идет о
«Сказании о царе Константине» Ивана Пересветова — одного из главных идеологов
российского самодержавия эпохи Ивана IV. В книге Пересветова доминирует та же
забота об идейной консолидации государства, которую он рассчитывает обеспечить
посредством союза государя с духовенством. На православном царе лежит основная
забота о благочестии, без которого государство неминуемо разлагается. «Царю и
великому князю, — пишет Пересветов, — уставити по монастырям и везде своею
царскою смиренною грозою, брад и усов не брити, не торшити и сану своего ничем
не вредити; крестное знамение на лице своем сполна воображати, каятися, говети
по вся годы всякому человеку везде, исповедатися Господиев и отцем духовным от
двоюнадесяти лет мужеска полу и женска. О том царю за весь мир крепко пещися
паствы и войска своего, да не за всех станет ко ответу перед Вышним Царем»*. |
Реклама: |