|
* Там же. С. 172. Надо
сказать, это предостережение легизма звучит необыкновенно актуально
применительно к российским реформам. Со времен Петра I и Екатерины II в них
наблюдается роковой изъян, связанный с их противоположной классовой
направленностью. Вместо того чтобы стать делом национального освобождения,
российские реформы неизменно становятся делом сословного освобождения правящих
классов от служилого долга и национально-ответственного поведения. В результате
такого реформирования верхи обеспечивали себе эмансипацию и европеизацию,
одновременно загоняя большинство населения в состояние усиленного бесправия. Об
этом писал историк Д. П. Кончаловский: «Одновременно
с европеизацией высших классов русского общества, аристократии и дворянства с
их постепенным раскрепощением от государственного тягла крестьянство, т.е.
основная масса русского народа, в период от Петра Великого до Екатерины II
постепенно все более закабалялась... и тем самым решительно отбрасывалась к
полюсу жизни, диаметрально противоположному Европе»*. * Кончаловский
Д. П. Пути России. Париж, 1990. С. 10. "Плеханов
Г.В. История русской общественной мысли. Кп. 1. М.;Л., 1925. С.
118-119. Одновременно
с принятием закона о «золотой вольности дворянства», избавляющего последнее от
обязательной воинской службы, в 60-х годах XVIII века принимается масса законов
и указов, усиливающих бесправие крестьянства. Это серьезно подорвало консенсус
служилого государства в России, что имело далеко идущие исторические
последствия. Это отмечал и Г. В. Плеханов: «Сблизив с Западом высшее сословие и
отдалив от него низшее, петровская реформа тем самым увеличила недоверие этого
последнего ко всему тому, что шло к нам из Европы. Недоверие к иностранцу
помножилось на недоверие к эксплуататору». Рост
этого недоверия в конечном счете завершился катастрофой 1917 года, уничтожившей
весь вестернизированный социальный пласт и
произведшей новую радикальную ориентализацию*
российского общества — в духе реставрированного азиатского способа
производства. А все дело в том, что реформы правящий класс в России понимал
весьма однобоко. Все, что касалось их эмансипаторской, «послабляющей» стороны,
обращалось к верхам, а издержки несли низы. Большевизм, срывший
вестернизированный слой в России и по европейским показателям отбросивший ее
далеко назад, по-своему восстановил консенсус служилого государства. Сталинизм
не только вернул крепостничество в деревню — он возвратил систему тотальной
государственной рекрутчины, подчинив ей и правящую номенклатуру, над которой
навис дамоклов меч деспота-вседержителя. При Брежневе этот консенсус уже был
нарушен: номенклатура начала явочным порядком утверждать свой новый, «неслужилый»
статус, фактически ведя в одиночку «западный образ жизни». * Ориентализация - уподобление
Востоку, усиление восточных компонентов политики и культуры. Нынешняя
номенклатурная приватизация стала завершением и конституционно-правовым
оформлением этого латентного* процесса.
Вестернизация снова обращена к правящему номенклатурному слою, а основная масса
населения загнана в гетто нищенства, примитивного натурального обмена и
социального бесправия. Вполне возможно, что тем самым закладывается новый цикл
нашей вращающейся по кругу истории: восстановление консенсуса служилого
государства, неизбежное ввиду наших специфических природных и геополитических
условий, может вновь получить форму тотальной ориентализации общества и
очередной «экспроприации экспроприаторов». * Латентный - скрытый, не
обнаруживающий (до поры до времени) видимых признаков. Долговременный
исторический опыт показывает, что наше пространство отличается особой
экономической и геополитической жесткостью: чтобы выжить в нем, нужна
государственность, существенно отличающаяся от того «государства-минимума»,
которое стало эталоном западного либерализма. В пашем пространстве требуется
существенно иной баланс общественно необходимого времени: доля ратно-служилого
и административно-политического времени здесь всегда будет выше, чем в щадящем
западном пространстве, доля экономического (предпринимательского) времени —
соответственно ниже. Поэтому, внимая сарказмам наших западников в адрес
«восточной антиэкономики», следует четко различать то, что в самом деле
достойно осуждения в качестве отжившей архаики, от того, что принадлежит к
устойчивым особенностям нашего общественного бытия. Безотносительно к тому,
готова ли принять это наша властная элита и идейно ее обслуживающий
словоохотливый либерализм, консенсус служилого государства нам предстоит
восстанавливать в какой-то новой форме. |
Реклама: |