|
* Книга правителя
области Шан. С. 144. ** Там же. С. 153. 2. Функционирование принципаЛегисты
формулируют три условия, способных обеспечивать уравнительную справедливость и
консенсус служилого государства. Во-первых,
необходимо обеспечить такое состояние общественного сознания, чтобы оно было
способно выстраивать истинные приоритеты, а не подчиняться беспринципной
конъюнктуре. Для этого государству нужна большая всепронизывающая идея. «Обычно
добивающийся хорошего управления беспокоится, как бы народ не оказался рассеян
и тогда невозможно будет подчинить его какой-то одной идее. Вот почему
совершенно мудрый человек добивается сосредоточения всех усилий народа на
Едином, дабы объединить его помыслы. Государство, добившееся сосредоточения
всех усилий народа на Едином хотя бы на один год, будет могущественно десять
лет; государство, добившееся сосредоточения на Едином на десять лет, будет
могущественно сто лет; государство, добившееся сосредоточения на Едином на сто
лет, будет могущественно тысячу лет...»* Как в личной биографии
нельзя получить образование, профессию, построить прочную семью, не выстроив
систему приоритетов и не подчинив краткосрочные интересы долгосрочным, так и в
исторической биографии народа и государства все зависит в конечном счете от
способности не терять перспективу и не привносить в угоду конъюнктуре
долговременные интересы и ценности. * Книга правителя области
Шан. С. 154. Во-вторых,
строительство сильного государства обеспечивается союзом верховной власти со
слабыми (или с простым людом) против сильных. Не следует использовать
внутренние противоречия номенклатурной «боярщины» по принципу «разделяй и
властвуй» — это всего лишь конъюнктурный прием, дающий краткосрочные эффекты.
Необходимо другое — использование поддержки низов для усмирения номенклатурных
своевольников — вот эффективная стратегия строителя могучей державы.
«Устранение силы при помощи сильного ведет к ослаблению, устранение силы при
помощи слабого ведет к усилению»*. Если правитель пользуется услугами сильных,
он попадет к ним в зависимость и ему придется расплачиваться за оказанные
услуги отступлением от державных принципов в угоду тому или иному
номенклатурному своекорыстию. Не случайно слабое государство берет налоги со
слабых (бедных), но остерегается брать их с сильных; оттого средства его
скудеют, а недовольство подобной несправедливостью в народе растет. * Там же. С. 156. Напротив,
сильное государство не стесняется подчинять единой фискальной политике сильных
и зажиточных, приобретая от этого не только доходы в казну, но и уважение со
стороны народа. Это же касается и борьбы с правонарушителями и всякого рода
уклонениями от закона. Слабое государство преследует мелких правонарушителей,
пасуя перед крупными. От этого не страдает только порядок, но и сам моральный
авторитет власти. «В государстве, где порочными управляют словно
добродетельными, неизбежна смута, и оно непременно будет расчленено. В
государстве, где добродетельными управляют словно порочными, воцаряется
порядок, и оно непременно станет сильным»*. * Книга правителя области
Шан. С. 158. В-третьих,
реализация принципа уравнительной справедливости и служилого консенсуса зависит
от однонаправленности реформ, меняющих положение и образ жизни разных сословий
в одном и том же направлении. Даже ужесточение реальных условий жизни
воспринимается народом без ропота, если оно в равной степени затрагивает всех.
Служилый консенсус в государстве нарушается, а общество дестабилизируется,
когда государственная реформа выглядит как поблажка верхам за счет ужесточения
условий жизни и ущемления низов. «Природа людей такова, что при измерении
каждый норовит захватить себе часть подлиннее; при взвешивании каждый норовит
захватить себе часть потяжелее; при определении объема каждый норовит захватить
себе часть побольше»*. От правителя требуется не только мудрость, но и
мужество, чтобы пресечь соответствующие поползновения тех, кто обладает для
этого максимумом возможностей, — сильных. |
Реклама: |