|
«Боярщина»
региональных центров власти может заключать сепаратные сделки с зарубежными
странами, в том числе и такие, которые идут в разрез с национальными
интересами. Чиновничья «боярщина», превратившая взяточничество в свою законную
прибыль, породила целый рынок губительных для страны, но кому-то выгодных
политико-административных, налоговых и кредитных решений. Еще 15-20 лет назад,
читая литературу, посвященную борьбе самодержавия с боярством и в России, и в
других странах, можно было вынести впечатление, что имеешь дело с далекой
исторической палеонтологией, прямо нас никак не касающейся. Но сегодня, столкнувшись
с буквальным растаскиванием страны хищнической номенклатурой, начинаешь заново
воспринимать актуальность указанных текстов. Создается
впечатление, что восточная государственность всегда жила под негласным прессом
номенклатурных узурпации государственных интересов и коллективного богатства и
выработала в борьбе с ними определенные модели решений, заслуживающие нашего
внимания. Пожалуй, наиболее разработанной моделью является та, которая
представлена в китайском легизме*. * Легизм - школа законников
в Древнем Китае, отстаивавшая идею высшего юридического закона в государстве,
подчинявшего все сословия и всю жизнь народа служебному долгу и высшему благу. Рассмотрим
основные положения легистской доктрины.
Эта доктрина является сугубо функциональной и ставит вопрос об эффективности власти любой ценой. В этом она сродни
макиавеллизму в Европе. Легисты
были законниками в восточном смысле этого слова, т.е. понимали закон как
средство создания единого, сквозного социального пространства, управляемого
центральной властью. Отсюда — главное положение легистской доктрины: в
государстве должен действовать единый юридический закон, обеспечивающий
единство державной воли и уравнивающий перед ее лицом все группы общества
сверху донизу. Ясно, что оппонентами этой идеи могут быть по меньшей мере три
силы. Во-первых,
это традиционная родовитая аристократия, пытающаяся свои привилегии, а также
свои кодексы сословной чести поставить выше общегосударственного закона или, по
меньшей мере, уберечь их от него. Во-вторых,
это хищные наместники провинций, заинтересованные брать как можно больше
суверенитета у центральной власти, т.е. присваивать себе прерогативы, связанные
с общенациональным интересом. В-третьих,
это представители торгово-ростовщического капитала, научившиеся получать
сверхприбыль, не связанную с такими консервативными «добродетелями», как
усердие, трудолюбие, честность, бережливость. Напротив, они заинтересованы в
насаждении в обществе попустительского климата, благоприятствующего
сомнительным экономическим новациям, способным подорвать и обессмыслить честный
производительный труд. Восточный
абсолютизм легистского типа означает власть, недоступную влиянию
соответствующих лобби* — свободную от давления
любых корпоративных интересов. Такая власть способна навязать не только низам
общества, но и привилегированным верхам служилый статус — обязанность нести
государеву службу в соответствии с определенными функциями. Речь идет о
консенсусе служилого государства, при котором каждая из социальных групп
уверена, что плоды ее аскезы и усердия не будут растрачены теми, кто выторговал
себе привилегию свободы от государственных повинностей. Как пишет автор
знаменитого легистского трактата «Книга правителя области Шан», «если
государство богато, а управляют им словно оно бедно, это называется удваивать
богатство, а вдвойне богатое государство сильно. Если государство бедно, а
управляют им словно оно богато (т. е. попустительствуют
привилегированным сибаритам и расхитителям. — А.П.),
это называется удваивать бедность, а вдвойне бедное государство слабо». * Лоббизм -
способ давления на процессы принятия политических решений,
осуществляемый организованными группами для протаскивания своих интересов. |
Реклама: |