|
* * * Сегодня
в ареалах практически всех мировых религий активизировалось теократическое
движение. Если оценивать его в социальном смысле, то можно сказать, что оно
отражает в первую очередь нравственную тревогу, нравственную озабоченность
нашей эпохи. Сфера этой нравственной озабоченности непрерывно расширяется.
Специалисты сегодня говорят о формировании новых видов этики: экологической
этики, связанной с ответственностью за судьбы природы, биоэтики,
предназначенной защитить прерогативы жизни от всякого рода безответственных
экспериментов, связанных с использованием различных биотехнологий, в том числе
генной инженерии, клонирования и т. п. Несомненно, повышается роль социальной
этики, связанной с деятельностью социального государства и помощи социально
незащищенным группам, в число которых сегодня могут попадать целые народы.
Теократическое движение, фокусирующее нравственную озабоченность нашей
переходной эпохи, не может не откликнуться на эти поиски современного
нравственного сознания и не пойти им навстречу. Здесь — один из источников
развития современной богословской и религиозно-политической мысли. Общепризнанно,
что на страже нравственности стоит общественное мнение. Приходится констатировать,
что сегодня оно слишком часто оказывается бессильным; парадоксом современного
нравственного сознания является его неожиданная «камерность» и «приватность»:
осуждаем одиозные социальные практики на уровне личной совести, охраняемой как
реликт прежней, более нравственной эпохи, но у нас не хватает сил осудить их на
коллективном уровне народа как субъекта нравственности и творца нового
будущего. Возможно, именно теократическому движению суждено вдохнуть новые силы
в нравственный дух народа, покончить с той опасной демобилизованностью
нравственного общественного мнения, которой столь явно пользуются силы
современного общественного зла. ГЛАВА IIIПринцип
уравнительной справедливости Консенсус служилого государства
Государство обязано быть всегда грозным, иногда жестоким и безжалостным, потому что общество всегда и везде слишком подвижно, бедно мыслью и слишком страстно... К. Леонтьев 1. Происхождение принципаНа
Западе давно сложился стереотип относительно особого типа социального равенства
на Востоке — «равенства в рабстве». Речь идет о равном бесправии всех сословий
и групп обществ перед лицом верховной власти. Можно поспорить, что
предпочтительнее с моральной точки зрения: требовать прав для некоторых за счет
остальных или предпочитать радикальный вариант — права либо всем, либо —
никому. Но в данной главе предстоит обсудить не нравственные аспекты восточного
абсолютизма, а его рационально-функциональные основания, связанные с проблемами
эффективности власти. Здесь, как и в других случаях, необходимо сопоставлять ту
или иную модель власти не с идеальным образцом, имеющимся в головах теоретиков
и публицистов, а с наиболее вероятной альтернативой. И
древний опыт, и самый современный, постсоветский, касающийся большинства
республик бывшего Советского Союза, убеждает в том, что тоталитарная модель,
уравнивающая всех перед лицом деспотичного и вездесущего центра, сменяется в
наших условиях не либерально-демократическим образцом, а безграничным
произволом новой «боярщины», которую отныне некому урезонить. Она беззастенчиво
эксплуатирует либеральную идеологию для оправдания своих неподконтрольных
практик, большинство из которых оказываются криминальными и отбрасывают
общество далеко вглубь варварства. Промышленная
«боярщина», представленная директорским корпусом, может теперь месяцами и даже
годами не выплачивать заработную плату
трудовым коллективам, а выделенные для этого деньги «крутить» в банках для
получения личной прибыли. «Боярщина» правоохранительных ведомств может делить
барыши с криминальными авторитетами, держащими в страхе целые города и
насаждающими там криминальные порядки. «Боярщина», связанная с экспортными
отраслями и обслуживающими их банками, может бесконтрольно вывозить миллиарды
долларов из разоренной страны и за взятки с зарубежных импортеров недоброкачественной
продукции разорять национальные отрасли промышленности, в частности сельское
хозяйство, подрывая продовольственную безопасность страны. |
Реклама: |