|
* Мейендорф
Иоанн. Жизнь и труд святителя Григория Паламы. Спб., 1997. С. 202. ** Хоружий С.С. После перерыва: Пути русской философии.
М.,1994. С. 53. Эта
идея о приобщенности телесного Космоса к благодати, о неутраченных Божественных
потенциях тварного мира, была воспринята деятелями русского
религиозно-философского ренессанса начала XX века. Начиная с B. C. Соловьева, в
русской религиозно-философской мысли нащупывается синтез религиозного и
эстетического начал. Ключевым здесь является понятие Софии — Премудрости
Божией. В Ветхом Завете София говорит: «Я родилась... когда еще Он не сотворил
земли,. когда Он уготовлял небеса... полагал основания земли: тогда я была при
нем художницею». В этом тексте творение мира Богом — художественный акт, и
делает его таковым София. Именно эстетизм в
религиозной философии, легитимированный Вл. Соловьевым с помощью образа Софии,
высвободил русскую богоискательную мысль из оков, позволил примирить и
синтезировать эстетические, нравственно-религиозные и жизнеустроительные
поиски. Отныне «чувственное не исключено из Абсолютного Сознания... Оно не
только мысль, не только чувственность, но абсолютный синтез того и другого.
Возникающее здесь понятие духовно-чувственного... было глубоко
проанализировано... Флоренским и Лосевым, и было ими отождествлено с понятием
символического (символа)».* * Там же. Последовательное
применение этого принципа к предпринимательской деятельности и на этой основе
духовно-христианская реабилитация ее была осуществлена С. Н. Булгаковым в
«Философии хозяйства». Хозяйство у Булгакова софийно в своем метафизическом
основании, в нем проявляется миссия человека в мире — раскрыть и реализовать
софийность природы. Хозяйство до грехопадения и после — разные. Любовный труд
свободного развертывания человеком софийных потенций тварного Космоса является
в равной мере не только хозяйством, но и искусством*. Несомненно, что подлинная
«национализация» российского предпринимательства — его возвращение в лоно
национальной, православной и патриотической традиции — будет происходить под
знаком идей экологической, нравственной и социальной ответственности предпринимательства,
посредством которых нации предстоит преодолеть новую для нас форму
компрадорского нигилизма. В этом смысле церковь для нашего будущего
предпринимателя — не место ритуального покаяния после очередных неистовств, а
центр действительного преображения сознания экономической элиты на основе
понимания того, что хозяйство — не сфера, изначально отлученная от высших,
богоспасительных практик, а сфера софийная, где человеку предстоит подтвердить
великий тезис богоспасительности мира. * См.: Хоружий С.С. Указ. соч. С. 53. Третьей
силой, с которой предстоит считаться теократическому движению в России,
являются левые партии социальной защиты угнетенных, униженных и обездоленных.
После революций 1848 года в Европе эти партии стали изменять и христианским и
патриотическим идеям. Они захотели стать церковью для пролетариев, заменяющей
обетование небесное обетованием коммунистическим — будущего рая на грешной
земле. Сегодня, после гигантских катаклизмов богоборческого революционизма,
все, кто способен учиться на историческом опыте, усвоили, что такой
революционизм ведет не только в тупики ГУЛАГа, но и в тупики законченного
имморализма, нравственного одичания. Это означает возможность возвращения левых
в церковь. Но для этого и церкви надо подготовиться к диалогу с левыми и вместо
демонстративного отрешения от мирских вопросов обратиться к самому болезненному
из них — социальному. Без
развитой социальной программы у теократического движения в России нет будущего.
Идеал социальной справедливости на Востоке выступает в двух разных формах: функциональной, связанной с принципом равно усердного
служения всех групп и сословий высшему государственному интересу, и ценностной, связанной с верой в то, что подлинными
хранителями правды-справедливости являются трудовые низы общества, созидающие
не только материальные, но и духовно-спасительные основы социума, не дающие ему
сорваться в бездну нигилизма. Две заключительные главы учебного пособия будут
посвящены, соответственно, этим двум способам реализации восточного демократизма:
демократизму служилого государства и демократизму мессианскому. |
Реклама: |