|
* Бердяев
Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж: «Умка-Пресс». 1995. С.
39. Теократическое
движение имеет свою оправданность и свои перспективы в нашу постиндустриальную
эпоху, столкнувшуюся с глобальными проблемами, порожденными богоборческим
модерном. Но это движение должно считаться с тем, что в центре
постиндустриальной эпохи стоит уже не материальное, а духовное производство, не
предприятие, а университет. Следовательно, теократическое движение должно не
отталкивать университет от себя своею идеократической нетерпимостью, а найти с
ним общий язык. По-видимому, именно из диалога университета и церкви может
родиться феномен постиндустриального общества с православным лицом — если ему
вообще суждено родиться. Второй
наряду с интеллигенцией силой, с которой теократическому движению предстоит
вступить в диалог, является национальное предпринимательство. Сегодня ведущий
предпринимательский слой в России представлен компрадорской буржуазией,
связанной большей частью не с продуктивной экономикой, а с
финансово-спекулятивными аферами, с банковским капиталом. Этот капитал ничего
не инвестирует в национальную экономику и больше служит специфическому
финансовому интернационалу, заявляющему, что национальный экономический
суверенитет вообще является устаревшим понятием, ибо центрами стратегических
экономических решений стали такие вненациональные инстанции, как МВФ, МБРР и
др. Таким
образом, предпринимательство «новых русских» знаменует собой ревизию
классического препринимательства по двум решающим критериям: 1)
оно является не национальным, а
антинациональным, компрадорским; 2)
оно связано не с производительной деятельностью и характерными для нее чертами
— бережливостью, партнерской ответственностью, моралью накопления (всем тем,
что применительно к западному предпринимательству М. Вебер связал с
протестантской этикой и что у нас когда-то проявилось в старообрядческой
этике), а с криминально-спекулятивными аферами, требующими и соответствующей
психологии. Ясно
в этих условиях, что перед Россией стоит задача, не
отказываясь от предпринимательства, не реставрируя антирыночную утопию, решать
эти проблемы. Может быть, теократическое движение станет одной из реальных
исторических альтернатив компрадорско-криминальному альянсу, разрушающему и
разлагающему Россию. Но эта перспектива открывается лишь в том случае, если
теократическое движение не станет просто репрессивным по отношению к рыночной
экономике и предпринимательству. Теократическая аскеза не должна принимать
форму принципиального, садомазохистского отвращения к телесно-материальным
проявлениям человеческой активности в мире. И в этом отношении нам предстоит
реабилитировать православную традицию, которая в своих глубинных истоках и в
своих высших творческих формах отнюдь не страдала гнушательством к телесной
стороне мира. Одним
из высших достижений православной мысли является учение св. Григория Паламы
(XIII век). Он решительно выступал против дуализма неоплатоников,
противопоставляющих тело, как «темницу души», «сосуд мерзостей и пороков»,
горней устремленности духа. Как пишет И. Мейендорф, «св. Григорий Палама
чрезвычайно живо чувствует противоречие между Евангелием и спиритуализмом
платоников; для него тело не есть седалище зла в человеке»*. Православная аскетика Гр. Паламы ничего
общего не имеет с бегством от материи индуистов или неоплатоников. Напротив,
здесь утверждается мотив светлого космизма, весьма близкий и русской народной
традиции (образ Великой Матери-Земли), и позиции русской православной церкви в
пору ее высшего творческого подъема (XIII-XIV века). Живопись Андрея Рублева —
это явленный в красках образ светлого космизма, где материя (природа) не
отлучена от Бога, а выражает трепет Божественного творчества и откровения. Как
учит Гр. Палама, Бог всецело обнаруживается, живет в «каждой из богодостойных
энергий». «Замысел Божий о вещи — не отвлеченное понятие, но сама эта вещь по
преображении (пресуществлении, одухотворении) своей эмпирической природы»**. |
Реклама: |