|
Но
в запасе у человечества есть и другой тип социально-духовной технологии:
сублимация (возгонка) низших, инстинктивных энергий в высшие, творческие. Тогда
энергия запрета преобразовывается в творческую энергию. «Существуют две свободы
или две ступени свободы: свобода произвола и свобода творчества. Переход от первой
ко второй есть сублимация свободы»*. Теократический идеал вместо сублимации произвола в духе
творческой свободы требует подчинения свободы долженствованию. Теократическая
система не знает свободных творческих открытий в духовно-нравственной сфере. Последнюю
она полагает уже сложившейся, а нравственные законы — уже открытыми, но
находящимися в ведении клира. Однако добродетель подчинения и нерассуждающего,
«уставного» следования нельзя признать высшей добродетелью. * Вышеславцев
Б. П. Этика преображенного эроса. С. 193. Теократия
отрицает причинную предопределенность мира, но верит в его
телеологическую* предопределенность. Но свободный человек может
оспаривать и ту, и другую предопределенность: свобода существует лишь в
открытой истории, богатой альтернативами и выбором. Почему личность требует
такой открытости? Потому, «что личность боится потерять свою автономию: она не
видит и не верит, что в "царстве целей" она будет сохранена как
"самоцель", ей кажется, что она будет обращена в средство; она не видит
и не верит, что произвол и свобода выбора могут быть сохранены в высшей
обусловленности должного, в этике благодати»**. Личность требует творчества и в сфере
нравственности тоже: она ценит в себе самой лишь те порывы совести, к которым
пришла свободно, а не на основании теократического повеления. Если теократия
есть власть клира (хотя бы и ограничивающаяся одними только духовными
вопросами), то она может встречать сопротивление по меньшей мере трех
общественных сил, права и претензии которых стоят того, чтобы к ним
прислушаться. * Телеология религиозно-философское
учение о высших целях мироздания, которым подчинена его видимая историческая
динамика. ** Там же. С. 199. Во-первых,
речь идет о современном «клире», приобщающем свою паству к тем или иным откровениям
нашего века — о творческой интеллигенции. В
современной восточной монотеистической церкви — и в православной, и в
мусульманской — много сильных и властных характеров, нетерпимых к моральным
изъянам нашей эпохи, но в ней почему-то явно не хватает творческого
интеллектуализма. Это только отчасти можно объяснить, применительно к России,
большевистскими погромами и гонениями на богословскую интеллигенцию. Если мысли
дано пробудиться, она способна за одно поколение наверстать упущенное —
достаточно мощной мотивации. Поэтому дефицит творчества надо, по-видимому,
искать сегодня не столько во внешних или прошлых исторических обстоятельствах,
сколько в характере мотивации нынешнего клира. Этикоцентризм религиозного
фундаментализма сочетается с недоверием к любым явлениям светской культуры,
которая берется под сомнение как источник богопротивных искушений. Фундаменталистски
оснащенное Добро сегодня мстит Красоте (всем видам художничества) за то, что в
XX веке художественный авангард проявил себя богоборческим и антицерковным. С
православной церковью, в частности, сегодня случилось нечто похожее на то, что
случилось с интеллигенцией «шестидесятников» прошлого века в России. Эта
интеллигенция превыше всего поставила принцип социального служения народу и
социальной правде, и на этом основании ею были взяты под сомнение собственно
эстетико-художественные вопросы литературы и искусства. Разночинная
интеллигенция понизила общий уровень духовного производства в России, слишком
жестко подчинив его социальному идеалу. Сегодня
нечто аналогичное совершает церковная или приобщенная к церкви интеллигенция.
Богослужение в широком смысле слова — как спасение мира, лежащего во зле, —
понимается ею как несовместимое с любыми попытками «прельщения красотой», со
свободными искусствами. В этом проявляется застарелая болезнь русского
православия. Н. А. Бердяев писал о нерешенности на Почве православия проблемы
культуры: «Аскетическое православие сомневалось в оправданности культуры,
склонно было видеть греховность в культурном творчестве... Религиозное,
моральное и социальное сомнение в оправданности культуры есть характерно
русский мотив»*.
Однако, если этот мотив сохранится в русской церкви, это предопределит и в
будущем непримиримый раскол русской культуры: интеллигенция, профессионально
связанная с научной и художественной формами духовного производства, будет
оставаться либо откровенно атеистической, богоборческой, либо, что более
вероятно в контексте нашей жизни, будет искать союза с другими, сектантскими
церквами против православия. |
Реклама: |