|
* Там же. С. 100. Здесь
мы и сталкиваемся с вопросом, имеющим решающее значение для судеб
посткоммунистической России. Из христианского опыта мы знаем, что благодать
способна осенить слабых — обеспечить спасение «нищих духом». Вопрос теперь в
том, способна ли она осенить сильных — тех, кто познал искушение сатанинской гордыни,
познал опыт сверхчеловека, вершащего судьбы страны и мира. Неважно, каков
земной источник этой гордыни — мощь былой сверхдержавы или современные
возможности мировой финансовой элиты, приобщение к которой дарит сознание
всемогущества и безнаказанности. В любом случае мы имеем предельное, люциферово
самомнение, которое нельзя ни усмирить, ни подчинить средствами законнической
этики. Возможно ли спасение и для тех, кто испытал это самомнение? Русская
христианско-философская мысль склонна положительно ответить на этот вопрос,
раскрыть перспективу спасения не только для «нищих духом», но для гордых духом,
если они откроют себя для откровения. Так как в основании христианской морали
«лежит отношение к человеку, к живому существу, к личности, а не к отвлеченному
добру, то она носит в высокой степени динамический характер. Христианство не
знает застывших типов злодеев или застывших типов праведников... Поэтому
христианство иначе относится к "злодеям", чем этика мира сего, оно не
допускает резкого деления людей на две расы, на расу "добрых" и на
расу "злых", которым так дорожат этические учения. Только
христианство верит в преодолимость прошлого, оно знает тайну забвения и
стирания прошлого. Человек не освобождается и не спасается, не улучшается и не
совершенствуется, когда его окончательно причислили к расе "злых" и
проклинают его... Зло прошлого, которое считается непреодолимым и непоправимым,
порождает все новое и новое зло. Человек начинает чувствовать, что он все равно
погиб, что возврата нет, что на нем лежит проклятие. Вот против этого и
восстает религия и этика искупления. Ибо Христос не для праведников, а для
грешников»*. * Бердяев
Н. А. Указ. соч. С. 104. Здесь
перед нами развертываются вопросы, связанные с возможностями православной
теократии преодолеть изнутри, преобразовать зло люциферовой гордыни, которое
сначала воплощалось в коммунистическом суперменстве носителей тоталитарной
власти, не знающих ни внешних, ни внутренних ограничений, а теперь находит
воплощение в суперменстве денационализированной посткоммунистической элиты,
питающей откровенное языческое презрение ко всем социально незащищенным, всем
«нищим духом». Вопрос в том, урезонит ли этих суперменов новая деспотическая
государственность, которая развяжет новую волну
«экспроприации экспроприаторов»* и беспощадного
насилия, или их изнутри преобразит подвиг нравственно-религиозного творчества
новой православной теократии?
* «Экспроприация экспроприаторов» ставшее крылатым
выражение К. Маркса, означающее изъятие собственности у буржуазии, в свое время
изъявшей ее у народа. 3. Издержки принципаОсознать
издержки теократического принципа помогают те исследования
нравственно-религиозной проблематики, которые осуществил русский религиозный
философ Б. П. Вышеславцев. Он принимает эстафету Бердяева в рассуждениях о
законе и благодати, противопоставление которых традиционно для русской мысли, и
восходит еще к «Слову о законе и благодати». Вышеславцев
пытается преобразовать понятийный аппарат психоаналитической теории 3. Фрейда
посредством дихотомий христианской этики. Как известно, Фрейд различал
«реактивное подавление» нравственно сомнительной энергии инстинкта и сублимацию
ее. Подавленный инстинкт означает укрощение эротической энергии, питающей нашу
жизнь, а потому влечет и укрощение самой жизни, снижение витальности. Такая
разновидность социализирующей технологии порождает, с одной стороны, безвольных
комформистов, с другой — болезненных невротиков — носителей раздвоенного
«несчастного сознания». |
Реклама: |