|
* Карташев
А.В. Указ. соч. С. 158. Современные
теократические революции и движения — в Иране времен Хомейни, в Алжире, в Турции,
в постсоветском Закавказье — являются низовыми по своему духу и направленности.
Создается впечатление, что современный народный протест больше направлен против
духовных изъянов цивилизации, связанных с моральным падением, чем против ее
социальных изъянов, связанных с имущественным неравенством. Может быть, этой
своей направленностью такие революции вписываются в логику постиндустриального
сдвига, в основе которого лежит не очередная НТР, а духовная «революция
сознания», направленная на человеческое измерение прогресса, на его
духовно-нравственные критерии и предпосылки. Теократические революции пока что
мало затронули православный регион. Но если они достигнут и его, то не
приходится сомневаться в том, что они и там примут характер низовых революций во
имя морального спасения. Об
этом в свое время пророчествовал и А. В. Карташев, настаивающий на том, что
следующий, посткоммунистический религиозно-православный ренессанс в отличие от
ренессанса «серебряного века» будет сугубо низовым. «С крушением старой, половинчатой,
полусветской, полуевропейской монархии русская богословская мысль приобрела еще
большую ясность и большее упорство в искании форм соборной,
всенародной теократии снизу, а не сверху»*. Никогда еще за всю историю России не
было столь острой поляризации общества не одновременно по имущественному
признаку и по морально-религиозному признакам. Никогда еще моральный нигилизм
господ мира сего не достигал такого вызывающего масштаба, как при нынешнем
режиме «новых русских». И никогда еще социально-политические проблемы не
переплетались столько тесно с духовно-нравственными, религиозными в своих
основаниях, как сегодня. * Там же. С. 58. Здесь
мы обращаемся к третьему аспекту теократического принципа, реализуемого в
политическом творчестве. Речь идет о путях преодоления коммунистического и
посткоммунистического нигилизма. Теократическая революция в России, если она
состоится в той или иной форме, будет иметь дело с наследием, незнакомым или
едва знакомым в других странах не-Запада. Сегодня стало уже общепринятым
утверждать, что возвращение от тоталитаризма к демократии несравненно труднее
первичного усвоения демократии народами, не пережившими тоталитарной
модернизации. Это сполна относится и к проблеме возвращения к
нравственно-религиозной духовности. Эти
проблемы в значительной степени предвидел и описал русский религиозный философ
Б. П. Вышеславцев. Он описал коммунизм как предельное выражение западной
фаустовской гордыни сверхчеловека. «Здесь изображена не та обычная форма зла в
силу ошибочного суждения оценки, которую Сократ признавал как единственную
("не ведают, что творят"); но это и не та другая форма зла как
сопротивления "плоти", которую описал ап. Павел. Здесь нет желания
добра или бессилия его свершить: "Не то делаю, что хочу"; здесь сила,
направленная против добра, гордое своеволие: "Делаю, что хочу!" В
основе такой формы лежит принцип автономного противоборства, принцип восстания:
умом моим отказываюсь служить Закону Божьему, отказываюсь служить всему
высшему, всяким святыням, отказываюсь "служить" вообще!... Образы
такого "умного" противоборства, противоборства духа, а не плоти,
гордости, а не "слабости греховной" — с бессмертной силой изваял
Достоевский. Это уже не люди, а "бесы", или люди, одержимые бесом,
ибо все они могут сказать вслед за Великим Инквизитором: мы не с тобой, а с
ним!»* * Вышеславцев
Б. П. Этика преображенного эроса. М., 1994. С.
188. В
Библии (Быт. 3:6) раскрыты эти две стороны греха: от природной слабости и от
богоборческой гордыни. Ева олицетворяет слабость, тогда как Искуситель —
гордость. «Изумительный миф о грехопадении изображает обе эти стороны: с одной
стороны, дьявольский дух противления — не подчиняйтесь ни малейшему запрету,
скажите: "Все позволено" — и тогда сами будете как боги! С другой
стороны, чисто человеческие вожделения, инстинктивно бессознательные
влечения...»* |
Реклама: |