|
* Вышеславцев Б.П. Указ. соч. С. 188. Проблема
нравственно-религиозной революции сознания в посткоммунистических странах столь
умопомрачительно трудна потому, что речь идет не о христианском просвещении
язычески простодушных душ, не о преодолении телесных стихий, а о
сопротивляющихся нравственно-религиозной обработке. Не греховная телесность, а
люциферова гордыня сознания, прошедшего выучку коммунистического «нового
человека» или сверхчеловека, — вот что стоит барьером на пути духовного
преображения. «Новые русские» нигилисты — это в основном люди, прошедшие
номенклатурную школу двойного морального стандарта: одна мораль, экзотерическая*,
предназначалась для простого люда, обязанного к законопослушанию, другая,
тайная, эзотерическая, предназначалась для
внутреннего пользования номенклатурных суперменов, которым все было позволено.
Какой тип революции сознания необходим, чтобы нравственно урезонить этого
супермена? Посткоммунистический тип в России, прошедший выучку
последовательного люциферова своеволия, в духовно-интеллектуальном смысле
является сложнее и искушеннее традиционного западного мещанина или
дореволюционного русского Чичикова. Он отразил более развитые плоды Модерна,
более глубокие его соблазны. * Экзотерический - явный, открытый,
предназначаемый для общего пользования. Сегодня
официальная либеральная идеология уповает на правовое государство. Но, не
говоря уже о том, что принцип правового государства здесь направлен не столько
против сегодняшнего правового беспредела «новых русских» и самой власти,
сколько против призраков коммунистической реставрации, надо отметить, что
посткоммунистическое буйство «великой криминальной революции» никакое правовое
государство само по себе укротить не в состоянии. Правовой принцип издавна
критиковался (в особенности марксистами) за формализм, не умеющий различать
бедного и богатого, слабого и сильного и дающий им «равные права», игнорируя
то, что у них совершенно разные возможности воспользоваться этими правами.
Когда закон провозглашает, что я, как и любой другой, могу основать
коммерческий банк, мне сразу же приходит в голову мысль, что это право для меня
— чистейшая абстракция, тогда как для некоторых людей оно наполнено реальным
смыслом. Однако
этим не ограничивается формализм правового принципа. Право игнорирует различия
двух источников правонарушений: идущих от подсознательной сферы, от инстинктов
и выражающих слабость воли, с одной стороны, и идущих от намеренного замысла
«преступить», от сильной, но злой воли. И если стихийные низовые правонарушения
в основном отражают дефицит воли, то сознательные и последовательные,
умышленные правонарушения суперменов отражают значительно более серьезный
изъян, касающийся самой направленности воли. Первый тип девиации*
отражает дефицит свободы, теснимой давлениями среды и собственных инстинктов,
второй — переизбыток свободы при дефиците нравственности. * Девиация - отклонение;
девиантное поведение — отклоняющееся от норм морали
и культуры. В
истории теократической мысли с библейских времен борются две концепции
укрощения нигилизма: через ветхозаветное законничество и через новозаветную
благодать. Как пишет Бердяев, «закон происходит от греха и есть обличение
греха. Закон обличает грех, ограничивает его, но не в силах его победить»*. Иными словами, перед лицом закона
предстает человек, ориентированный вовне: он сверяет свое поведение с внешними
нормами должного и узаконенного. Речь идет, таким образом, не столько о
внутреннем просветлении и преображении, сколько о рациональном выборе Добра при
условии, что Добро надежно защищено и потому уважать его выгодно. «Этика закона
есть по преимуществу этика социальная в отличие от личной этики искупления и
творчества... Этика закона и значит прежде всего, что субъектом нравственной
оценки является общество, а не личность, что общество устанавливает
нравственные запреты, табу, законы и нормы, которым личность должна
повиноваться под страхом нравственного отлучения и кары»**. |
Реклама: |