|
Будучи географом «консервативного» направления, Готтман особо выделил национализм как «геополитическую силу», проявляющуюся внутри различных территориально-политических единиц и при взаимодействии между ними. Готтман видит сущность такого проявления геополитики в следующем: «Региону, чтобы отличаться от соседних, требуется гораздо больше, чем горе или долине, данному языку... Ему необходима, по существу, сильная вера, основанная на определенном религиозном кредо, определенной социальной точке зрения, определенной модели политической памяти, а части и на совокупности всех трех»163. Итак, выделив два наиболее общих понятия, характеризующих, с
одной стороны, взаимодействие, движение, обмены
— circulation, и,
с другой стороны, системы символов, отражающих определенные «образы жизни»,
препятствующих, ограничивающих взаимодействие и коммуникации, — «иконографии», Готтман подходит к
центральной проблеме — проблеме
взаимоотношений между этими двумя политико-географическими реалиями. В процессе
коммуникаций (circulation)
происходит дифференциация пространства, движение людей, товаров и т.д. развивается
отнюдь не хаотично, маршруты, дорожная сеть остаются относительно стабильными
и модифицируются благодаря прогрессу в области транспорта или в результате
изменений центров человеческой активности. Этот процесс организации
пространства посредством развития коммуникаций связан с возникновением
перекрестков, на которых создавались города, которые с момента своего
зарождения становились центрами контактов, обменов, трансформаций.
Сформировавшись как центры коммуникационных связей, города постепенно
вырабатывают из всего разнообразия влияний и воздействий тот «образ жизни», ту
минимальную систему символов, «иконографию», которая служит медленной
унификации и консервации региональных особенностей. Город превращается в
административный и политический центр, центр региональной солидарности,
притягивая и организуя близлежащее пространство, а «система перекрестков» с
образованными на них городами становится той первичной сетью, которая
составляет политическую основу для формирования и развития государства. Процесс
коммуникаций приводит к постоянному расширению взаимодействия и складыванию
все более широких «систем символов» и «образов жизни», в рамках которых, как в
русской матрешке, сосуществуют совместимые более частные «системы символов»,
«иконографии»164. Иначе говоря, более широкие «иконографии»
посредством развития коммуникаций, коммуникативных систем возникают как синтез
локальных «иконографии»; сохраняя значение последних на своем локальном
уровне, но связывая их в более крупные региональные системы солидарности. Таков
механизм складывания регионов, государств, цивилизаций — из расширяющегося естественного взаимодействия совместимых
локальных «образов жизни» или «иконографии». Этот процесс не был
последовательным, — на смену империям
приходила региональная обособленность, сменявшаяся затем новыми формами
политических объединений; этот процесс объединения и разъединения
непосредственно отражал динамику формирования «образов жизни» на новом уровне,
а потом опять разделение и опять новый синтез. Эти положения Готтман развил в
изданном в Таковы основные положения концепции Готтмана, которая сложилась под воздействием теоретических установок Видальде ла Блаша и впитала в себя традиции современной французской школы политической географии, отличительными особенностями которой стали: акцент на изучении прежде всего регионалистских аспектов геополитической проблематики, определенная недооценка роли политических государств, обостренное внимание к политико-психологическим и духовным факторам в процессе развития международно-политической системы. Отмеченная прежде всего полемической заостренностью по отношению к германской школе геополитики, французская политическая география развивалась в русле «антропо-географической школы», представив оригинальный и во многом альтернативный германскому свой подход к современным проблемам геополитики. |
Реклама: |