|
После воссоединения Германии в конце 1990 г. и воссоздания земель на территории бывшей ГДР ее АТД было преобразовано по западногерманскому образцу. Однако в последние месяцы своей деятельности парламент ГДР успел принять закон о местных референдумах как форме прямой демократии. Соответствующие законы были затем приняты во всех землях как Восточной, так и Западной Германии. На референдум могут быть вынесены любые вопросы местного самоуправления, кроме вопросов финансов и бюджета. Парламент бывшей ГДР выступил также за прямые выборы мэров. По ее примеру мэры ныне избираются непосредственно населением во всех землях, а в некоторых землях избираются также и администраций. Более того, в восточногерманских и некоторых других землях избиратели теперь имеют право отозвать мэра путем референдума. Так, в восточногерманской земле Бранденбург после 1993 г. 10% мэров были смещены таким образом со своих постов. 421 Раздел II. Политическая география 4,2. Территория и местное самоуправление ПЛОДОМ многовековой эволюции системы АТД в промышлейно развитых странах стала, во-первых, его сложность и многоступенчатость. В большинстве стран существует трех-, а в некоторых — четырех- и пятиступенчатая иерархия ячеек АТД (табл. 24). Например, Франция подразделяется на регионы, департаменты, округа, кантоны и коммуны, Италия — на области, провинции и коммуны, Нидерланды — на провинции, округа, коммуны Сложность системы АТД заключается и в том, что на некоторых уровнях органы самоуправления отсутствуют, а действуют лишь администрации, назначаемые центральными или вышестоящими властями. Как говорят юристы, такие единицы АТД не являются территориальными Таблица 24 Структура административно-территориального деления и распределение его элементов по людности в некоторых странах Западной Европы
422 4. География административно-территориального деления., организации межкоммунального сотрудничества Амстердам границы провинций границы 62 регионов границы муниципалитетов Рис. 16. Современное административно-территориальное деление Нидерландов. 423 Раздел И. Политическая география федеративных государствах нередко только часть территориальных единиц одного и того же уровня признается территориальными коллективами, а другие ~ нет. Система территориальных коллективов по-разному строится в разных субъектах федерации. Так, Аляска делится в отличие от остальных штатов США не на графства, а на округа. Только примерно в трети штатов континентальной части США (преимущественно на северо-востоке) графства подразделяются на тауны и тауншипы. В ФРГ в землях Саар и Шлезвиг-Гольштейн округов нет, а в землях Гамбург и Бремен органы управления наделены функциями, принадлежащими обычно коммунам. В распоряжение органов местного самоуправления поступают крупные суммы. Во Франции в 1998 г. их бюджет составил 58,1% государственного бюджета, или 9,2% ВВП страны (государственный бюджет — 20,0%). Прямые и косвенные поступления органов местного самоуправления составили 6,3% ВВП. Большая часть этих средств в 1998 г. была израсходована низшими территориальными коллективами — коммунами (59,3%). На долю департаментов приходится 30,6%; на долю районов — всего 10,1%, хотя доля коммун в 1990-х годах несколько сократилась, а департаментов и районов — выросла. Если же вычесть военные расходы, то вес местного самоуправления во французском обществе будет еще выше — более 2/3 госбюджета. Общее число занятых в органах местного самоуправления и на контролируемых ими предприятиях и учреждениях — около 1200 тыс. человек, или 52% общего числа рабочих и служащих общественного сектора. |
Реклама: |