|
Расходы органов местного самоуправления складываются из трех источников: • налоговых поступлений; • дотаций государства; • кредитов. Рост потребностей в условиях ограниченности маневра между этими тремя источниками накладывает на деятельность муниципалитетов жесткие рамки: размеры налогов контролируются законом и, кроме того, повышение их — мера непопулярная и грозит провалом на выборах мэру или партии у власти. Размеры займов также контролируются государством либо через специально созданные для кредитования местных властей банки, либо иными путями. 424 4. География административно-территориального деления... Дотации государства лимитированы, На практике расходы чаще всего на несколько процентов превосходят доходы, и в конечном итоге баланс достигается за счет дотащгй. Основной источник доходов местного самоуправления — местные налоги, включающие, как правило, подоходный налог, налоги на продажи, на недвижимость и специальные налоги. Соответствие местной налоговой базы необходимым расходам отчасти определяется потребностями людей, которые значительно варьируют от места к месту. Потребности населения зависят от половозрастной и социальной структуры, особенностей занятости. Расходы муниципалитета выше, если в населении сравнительно велика доля детей (содержание школ — одна из основных статей расходов) или пожилых людей, нуждающихся в медицинском обслуживании и иных социальных льготах. Объективно выше потребности в расходах муниципалитета в депрессивных районах. Рост потребностей и узость собственной налоговой базы в условиях государства всеобщего благосостояния, в котором государство или органы местного самоуправления субсидировали многие услуги и социальные программы, привели к тому, что муниципалитеты все шире прибегали к займам у государственных или частных банков, что сокращало свободу их действий. В Великобритании государственные субсидии достигали в 1970-х годах 144% по отношению к местным налогам. Особенно тяжелая финансовая ситуация сложилась в крупных городах, в которых разнообразие и сложность проблем совпадали со слабостью финансовой базы. В конце 1970-х — начале 1980-х годов речь игла о возможном банкротстве таких городов, как Нью-Йорк. Потребовалось пересмотреть саму концепцию отношений государства, местных органов власти и граждан. Расходы органов местного самоуправления определяются сложным переплетением противоречивых факторов, в том числе географических, определяющих налоговую базу органов местного самоуправления. Главный среди местных налогов — налог на недвижимое имущество, величина которого тесно связана с характером землепользования. Налоговая база — результат территориального разделения труда, размещения различных сфер деятельности и специализации населенных мест. Опыт показывает, что налоговые поступления от промышленных и торговых зон в два-три раза превышают расходы охваты- 425 Раздел //. Политическая география вающих их муниципалитетов, В преимущественных селитебных зонах складывается обратное соотношение. В расходах высших звеньев территориальных коллективов доля текущих затрат, как правило, существенно меньше, но выше доля инвестиций, особенно за счет перераспределения средств среди низших звеньев. В расходах низших территориальных коллективов преобладают текущие нужды, съедающие до 2/3 бюджета и более; остальное приходится на инвестиции и выплату процентов по задолженностям. Расходы органов местного самоуправления, естественно, зависят от их компетенций. Различаются три вида компетенций: добровольные (обычно в области культуры, спорта, благоустройства), обязательные и порученные (по законам, принимаемым более высо кими властями или общегосударственными органами; их доля, как правило, растет). В ФРГ к порученным делам, которые, строго говоря, по закону не входят в компетенцию коммун и делегированы «сверху», относятся полицейские функции, строительный и промышленный надзор, надзор за бездомными, учет численности населения и некоторые другие. Делегирование полномочий «сверху» иногда служит средством хотя бы временно переложить на коммуны часть государственных расходов. |
Реклама: |