|
На принципах, заложенных Великой Французской революцией, и по сей день основывается государственное устройство Франции и ряда других стран, где они получили распространение и признание еше в эпоху наполеоновских войн— Италии, Бельгии, Нидерландах, на территории нынешних Словении и Хорватии. Эти Раздел II. Политическая география принципы были также использованы в Испании, Португалии, Тур-В самой Франции департаменты, созданные более двух веков назад, существуют и поныне в основном в тех же границах (их число позже возросло до 95). Однако в результате реформы, предпринятой в начале 1980-х годов, государственное устройство Франции претерпело существенные изменения (см. п. 4.4). Смешанные системы сформировались в Скандинавских странах и приняты также в федеративных государствах — например, в Германии, Австрии, Швейцарии. Элементы: смешанных систем существуют в отдельных частях Испании и Бельгии, фактически ставших федерациями. В этих странах центральное правительство имеет серьезные рычаги воздействия на органы местного самоуправления в провинциях, включая назначение ответственных лиц, но низовые единицы располагают собственными исключительными компетенциями. Типичный пример смешанной системы— германская. Еще в начале XIX в. на нынешней территории Германии существовало множество герцогств, княжеств и других государственных образований. Ряд городов в течение столетий сохранял статус свободных и напрямую подчинялся императору Священной Римской империи. Они объединялись в союзы, наиболее известный из которых — Ганзейский. После наполеоновских войн во многих германских государствах были приняты законы о муниципальном самоуправлении. Пример подала Пруссия, многое позаимствовавшая у Франции. Однако в отличие от Франции, самоуправление было законодательно учреждено лишь в городах, а обширные сельские районы все еще находились под контролем земельной аристократии. На выборах в местные советы, участвовать в которых могли только мужчины, были к тому же установлены имущественные цензы. Местное самоуправление было задумано как неполитический институт и рассматривалось как часть государственной администрации. Со второй половины XIX в. муниципалитеты принимают на себя контроль за многими сферами — водоснабжением и канализацией, городским планированием и общественным транспортом и др., причем покрывают большую часть расходов из собственных доходов. Началось развитие местного самоуправления и в сельской местности, но оно шло особым путем: были созданы советы в сельских крайзах, состоявшие поначалу преимущественно из земельных собственников. Центральными властями назначался гла- 420 4. География административно-территориального деления... ва администрации, осуществлявший делегированные государством на места функции и надзиравший за законностью решений тов. Веймарская конституция г. учредила во всех землях полномасштабное местное самоуправление и ввела всеобщее и полное избирательное право на местных выборах, что политизировало их и привело к участию в них политических партий. Большое влияние социал-демократов, выступавших за активную социальную политику, вызвало рост значимости местных властей. В то же время росла их финансовая зависимость от государства. В современной ФРГ местное самоуправление входит в компетенцию земель. Его модели, принятые в странах, входивших в разные зоны оккупации, значительно различаются. В бывшей британской зоне, например в Северном по примеру Анг- лии в муниципалитетах используется система «совет — нанятый им менеджер», в бывшей американской зоне (Баден-Вюртемберг и Бавария) — «совет — избранный населением мэр», в бывшей французской зоне оккупации {например, в Рейнланд-Пфальце) — «совет — избранный им мэр». Однако мэру во всех случаях принадлежат исполнительные функции, и он рассматривается как представитель государства. В гг. практически во всех землях Западной Германии прошли реформы АТД. |
Реклама: |