|
• геополитические (чаще всего— совместное противостояние внешней угрозе, учет особенностей сорасположения составных частей страны по отношению к третьим странам — союзникам и потенциальным противникам); 392 3. Федерализм в территориально-политической организации общества • экономические (реализация выгод объединения государственных территорий и создание более широкого рынка); • этнотерриториальные и нетерриториальные (признание прав компактно размещенных или дисперсных этнических или иных общин, устранение допущенньгх к ним исторических несправедливостей); • необходимость политической мобилизации социально-территориальных групп населения. Федеративные государства классифицируются также по степени асимметрии отношений между центром и членами, неравенству членов федерации де-юре (в статусе), соотношению факторов, способствующих и противодействующих автономии регионов. В числе факторов дезинтеграции обычно фигурируют предшествующий опыт государственности, различия в экономической структуре, географически обусловленная изолированность регионов, региональные экономические интересы, этнические различия. Выделяется три теоретические модели федерализма: американская, швейцарская и канадская. •В американском понимании федерализма суверенитет принадлежит народу и различные уровни властей осуществляют только те полномочия, которые им делегированы народом, Американский подход к федерализму — инструментальный: важны результаты, которые можно получить с помощью федерализма, а не сам по себе процесс поиска согласования интересов для поддержания единства. •Швейцария — первая современная федерация, построенная на этнолингвистической основе. Но все же заметим, Швейцарии «повезло», поскольку этнолингвистические границы в ней не совпадают с религиозными: в некоторых германоязычных кантонах большинство — протестанты, в других — католики. При этом границы между кантонами далеко не всегда следуют этнолингвистическим. Многочисленность субъектов федерации, отсутствие концентрации общин в крупных государственных образованиях изначально служили гарантом против конфликтов (рис. 14). Кроме того, для швейцарской модели характерна деполитизация потенциально конфликтных проблем путем делегирования полномочий на максимально низкий уровень — округов, коммун, а не кантонов. • Канадская модель основывается не только на принципе создания многокультурного общества, но и на представлении о 393 Раздел Политическая география Рис. 14. Границы между районами распространения языков и религий и политико-территориальное деление Швейцарии. I — границ^г кантонов; 2 — граница кантонов с германоязычньш большинством Доминирующие языковые и религиозные группы в кантонах: ф — франкоязычная; и — италоязычная; г — германоязычная; к — католики; л — протестанты. том, что федеральная система может сочетаться с парламентским режимом вестминстерского типа. Несмотря на различия между моделями федераций, меры, которые в них предпринимаются для разрешения «вертикальных» и «горизонтальных» конфликтов (между центром и субъектами и между самими регионами) и противодействия дезинтеграционным силам, имеют много общего. Их можно подразделить на: • усиление централизации. Так, даже в такой децентрализованной федерации, как США, в последние годы много писали о принудительном федерализме: принятии федеральных законов о том, что должны делать штаты, и нефинансируемых сверху федеральных программ (например, программ борьбы с бедностью в президентство Дж. Буша-старшего), трактуемом как отход от доктрины 394 3. Федерализм в территориально-политической организации общества разделения компетенций, отчасти отражающее зависимость штатов от федеральных фондов; • умиротворение одной из сторон конфликта, ведущее часто к росту асимметричности во отношениях (одни субъекты становятся более равными, чем другие, — что и происходило в России в первые годы после распада СССР); |
Реклама: |