|
Как научное направление идеалистические идеи постепенно оформились в иренологию (от греч. eipynh — мир). Противоположное по названию научное течение — полемология (от греч. polemos — война) как направление в зарубежной политологии, в рамках которого исследуются войны и вооруженные конфликты, тесно свя-чано с исследованиями мира, т.е. иренологией. Ведущим иреноло-гическим учреждением считается Международный институт исследований мира в Осло, созданный в 1959 г. Й. Галтунгом. влиятельным международным институтом является также Сток-юльмский институт исследований мира (СИПРИ), а также Международный институт мира в Вене. В США среди иренологических 33 I -2659 Раздел I. Геополитика центров видное место принадлежит Институту мирового порядка, созданному С. Медловицем. Полемология получила развитие после Второй мировой войны в работах французского социолога Г. Бутуля, нидерландского политолога Б. Реллинга, итальянского политолога Ф. Форнари. Поле-мологи руководствуются принципом: «Хочешь мира — осмысли войну». Их задача определена как междисциплинарное исследование войн, конфликтов и других форм коллективной агрессивности в целях их предотвращения. 7.2. Геополитические идеи первопроходческого значения Выдающийся итальянский историк и политический мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469—1527) родился во Флоренции в семье юриста. Значительная часть его жизни была связана с государственной политической службой в правительстве Флорентийской республики. Его карьера прервалась в 1512 г. Отстраненный от государственной деятельности, Макиавелли в 1513— 1520 гг. (период наибольшей творческой активности) написал три своих главных политических сочинения: «Государь», «О военном искусстве», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (Ливии — римский историк I в. до н.э. — I в. н.э., главным сочинением которого является «История Рима от основания города» в 142 книгах, из которых сохранилось 35). Книги Макиавелли представляли собой анализ причин успешного управления государством и попытку вывести всеобщие закономерности политической жизни. Переворот, совершенный Макиавелли, заключался в его методе, коренным образом отличавшемся от теологической традиции оценки политических событий. Его метод опирался на изучение самой действительности, а не на отвлеченные теософские построения. Трактат «Государь» по существу является руководством по созданию сильного централизованного государства, способного противостоять внутренним и внешним врагам. По Макиавелли, для блага государства следует пойти на все. Так, Манлий Торкват (римский полководец, консул — IV в. до н.э., спас Капитолий от галлов) предал смерти горячо любимого сына, нарушившего воинскую дисциплину. Для спасения и защиты родины, по Макиавелли, может оказаться приемлемым и обман, и жестокость. Государь 34 /. Историография зарубежной геополитической мысли должен твердой рукой укреплять свою власть, не сковывая себя моральными нормами, если это диктует ситуация. Благодаря такому жесткому реализму макиавеллизм стал синонимом оправдания самых коварных средств борьбы (обмана, веро-томства, предательства, подкупа, даже убийства) ради государственной безопасности или достижения патриотической цели. Тем не менее, вчитываясь в работы Макиавелли, можно понять, что это во многом беспристрастный анализ в последующие столетия бпыл абсолютизирован критиками, приводимые им примеры из политической истории трансформировались некоторыми специалистами по макиавеллизму в нормы политического поведения государственных деятелей. В «Рассуждениях...» Макиавелли развивает, в частности, про-прессивные идеи о том, что республика является лучшей формой организации государства потому, что эта форма правления лучше других обеспечивает гарантии поддержания свободы и безопасности граждан. Тирании, авторитарные режимы всегда заканчиваются ослаблением, нищетой и упадком. |
Реклама: |