|
1. Этика. Понятие свободной воли. Императивы: а) гипотетические, б) категорические (понятие и формулировки первого и второго категорических императивов - с. 369, 382). Особенно: аксиологический подход - «не средство, а цель» (382). 2. Учение о праве. Право - внешнее согласие действий с моральным законом. (Определение права, деление права, принципы права - с. 370-371). Право и свобода. Право и мораль (различие моральных и легальных поступков). Принципы французской Декларации прав... 1789 г. II Право и принуждение (необходимость государства). 3. Учение о государстве. Определение государства (372). Цель государства - не «общее благо» (каждый понимает по-своему), а только охрана права. Идея правового государства (371, 372, 383). Соответственно -разделение властей. Две классификации форм государства: 1. По количеству правящих: автократия, аристократия, демократия. 2. По способу управления: а) республика - разделение властей, б) деспотия - нет разделения властей. Отношение к Конституции Франции 1791 + положительное, к якобинской диктатуре - отрицательное. 4. Отношение к революциям и к реформам. Доводы против революции: моральные, юридические, практические. Но и доводы против интервенций и попыток насильственных реставраций. Своевременные реформы - лучшее средство против революций. Общее направление назревших реформ (383). 5 Идея и условия вечного мира. Предварительные условия. Окончательные условия. 6. Всеобщая история. Прогресс человечества. 17 18 Конечные цели: - рациональное право; - гражданское общество; - республиканское (правовое) государство; - всемирный союз республик; - вечный мир. 60-е годы XIX в. - «Назад к Канту!». Неокантианские школы. Коген, Штаммлер, Кистяковский. Влияние на нормативизм (Кель-зен). Актуально - аксиологический подход («не средство, а цель»); идея прогресса; правовое государство; идея вечного мира. Разумеется, форма конспекта предопределяется содержанием политико-правовой доктрины, излагаемой конспективно. Не все политико-правовые доктрины имеют одинаковое содержание и структуру - в одних, на первом месте программные требования, в других - философские проблемы права и государства, в некоторых главное внимание уделяется вопросу о государстве, в иных - понятию права. Поэтому единой схемы конспекта нет и быть не может. Содержание конспекта с изложением учения Гегеля о государстве и праве, например, предопределяется системой гегелевской философии, составной частью которой является «философии права». Поэтому полезно представить в виде общей схемы систему гегелевской философии в целом:
«Философия права» в системе гегелевской философии:
Конечно, такая схема требует раскрытия содержания тех разделов «Философии права», и которых излагаются основные положения учения Гегеля о государстве и праве. Так, говоря об абстрактном праве, необходимо раскрыть понятие равенства лиц, взгляды Гегеля на собственность, на договоры, на правонарушение и наказание, дать оценку этих взглядов. Важно отметить связь учения Гегеля об абстрактном праве с его концепцией гражданского общества и т. д. Более подробные конспекты-схемы целесообразно составить по разделам «Гражданское общество» и «Государство», что даст возможность конкретнее и нагляднее представить себе составные части учения о государстве и праве и их соотношение. По некоторым темам конспект может быть составлен в виде краткого сопоставления в чем-то общих, в чем-то разных политико-правовых доктрин и программ. Так может быть составлен, например, конспект с изложением основных политико-правовых идей декабристов: ДЕКАБРИСТЫ: (вехи: 1816, 1821, 1825 гг.) Общее: 1. Ликвидация крепостного права. |
Реклама: |