|
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ В центре внимания студента при изучении политико-правовых доктрин должны быть такие проблемы: 1. Когда и в какой стране возникла (развивалась) данная политико-правовая доктрина? Каковы ее главные представители? 2. Какова связь этой доктрины с конкретной исторической обстановкой, с интересами социальных групп, с противоречиями эпохи? 3. Каково теоретическое обоснование доктрины, ее связи с господствующим тогда или влиятельным мировоззрением? Какие идеи лежат в основе обоснования доктрины? 4. Как решаются вопросы о происхождении, сущности, задачах, формах государства, о содержании, основных принципах и источниках права? Каково теоретическое содержание доктрины и что нового по отношению к предшествующим теориям государства и права она содержит? 5. Какие программные положения (политико-правовой идеал) содержатся в дачной доктрине? Интересам какой социальной группы соответствует этот идеал (программа)? 6. Содержится ли в данной доктрине обоснование (или критика) общечеловеческих ценностей и идеалов? Каких именно и какова их современная оценка? 7. Каковы исторические судьбы политико-правовой теории оказала ли она влияние на политико-правовую практику или дальнейшее развитие политической и правовой мысли? 8. Какова оценка этой доктрины? 15 16 Таким образом, при изучении курса нужно уметь отделить главное от второстепенного, обратить внимание на основу политико-правовой доктрины, ее структуру, связь с конкретной исторической обстановкой, с мировоззрением эпохи, с интересами той или иной социальной группы, а также на соотношение с предшествующими и современными ей политико-правовыми учениями, показать ее роль в развитии политической и правовой идеологии. Особое внимание следует уделить оценке идей, связанных с обоснованием или критикой общечеловеческих ценностей. КАК СОСТАВЛЯТЬ КОНСПЕКТЫ Большую роль в усвоении и повторении пройденного материала играет хороший конспект, содержащий основные идеи прочитанного в учебнике и услышанного в лекции. Конспект - это, по существу, набросок, развернутый план связного рассказа по основным вопросам темы. В какой-то мере конспект рассчитан (в зависимости от индивидуальных особенностей студента) не только на интеллектуальную и эмоциональную, но и на зрительную память, причем текст конспекта нередко ассоциируется еще и с текстом учебника или записью лекции. Поэтому легче запоминается содержание конспектов, написанных разборчиво, с подчеркиванием или выделением разрядкой ключевых слов и фраз; по той же причине очень трудно (если не невозможно) готовиться по чужим конспектам.
Приведем несколько примеров конспектов: Семен Ефимович Десницкий (после 1740-1789 гг.). Теория естественного права (одобрение Греция, но критика абстрактных рассуждений Пуфендорфа). Лекции Смита (Глазго). Четыре этапа (состояния) развития в зависимости от хозяйственного быта: 1. Собирательство. 2. Пастушество. 3. Земледелие. 4. «Коммерческое состояние» (с. 349-3501). Необходимость реформ государства и права. «Приноровить разделение властей» (при сохранении самодержавия). «Монарх российский» (цитату - с. 350). Власти: законодательная (преобразование Сената); «показательная» (воеводы); судитель-ная (состязательность; «опытом доказано») (цитату с. 350-351). Обжалование в суд действий «наказательной» власти, учреждение суда присяжных, создание адвокатуры. Главное: упорядочить законодательство и обеспечить исполнение законов. «Лучше не иметь законов, чем...» (цитата. с. 351). В городах - «гражданская власть», состоящая (с. 351). Государственное покровительство промышленности и торговле. Проблема крепостничества: возможность ограничения «природных прав» (с. 351-352) не за коренные реформы (даже умереннее «Наказа» Е.П.). Конспект по более сложному учению И. Канта о праве и о государстве неизбежно обширнее и может выглядеть примерно так: Иммануил Кант (1724-804), Кенигсбергский университет. |
Реклама: |