|
Две теории взаимодействия на региональном уровне сегодня наиболее влиятельны. Одна — теория конвергенции, в соответствии с которой глобальные тенденции индустриализации и урбанизации ведут к увеличению сходства между прежде различными обществами. Согдасно же теории зависимости развитые и промышленные страны искусственно сдерживают развитие других стран с помощью своего экономического господства. Развитые страны представляют собой метрополии, в то время как отсталые — их сателлиты, и это положение с течением времени все более закрепляется. Развитые страны извлекают из отсталых сырье, капитал и излишки продукции, охотно давая отсталым странам займы и другие виды помощи. Международные фирмы и банки, проводящие политику развитых стран, обусловливают эту помощь правом контролировать изменения политики налогообложения, расходы на оборону, благосостояние населения, экономическое развитие и уровень безработицы, становясь тем самым Теневым правительством. Таким образом, борьба между государствами на региональном уровне принимает новые, более разнообразные и изощренные формы, чем раньше. 58. Внутренняя политика Внутренняя политика есть политика внутригосударственная. Этот политический уровень базисный в истории со времен стаг новления наццй-гоеударстр в начале Нового времени. Внутренняя политика неразрывно связана с внешней, протекающей на глобальном и региональном уровнях. Так, распад СССР определялся 153 Политология как внутригосударственными, так и международными процессами. То же самое можно сказать и о войне.в Чечне, которая подпи-тывается из^-за рубежа исламским миром и Западом, причем если первый помогает боевикам физической силой и оружием, то второй — рассуждениями о нарушении прав человека, предложением собственного арбитража, посредничества Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и т.п. Принципиально важные политические процессы, протекающие на Государственном уровне, делятся на три большие группы: Модификация, трансформация и модернизация. Модификация означает существенное изменение политики государства в плане его реформирования. Примером Может служить «новый курс» американского президента Ф.Д. Рузвельта после экономического кризиса конца 20-х годов XX в., когда государство с целью восстановления'статус-квО взяло на себя функции регулирования экономики, финансовой системы, социальной защиты населения. Следующей ($юрмой политических изменений является трансформация — резкое изменение формы Правления в государстве. Если модификация Сочетается со словом «реформа», то к трансформации больше подходит слово «революция», означающее коренное изменение ситуации, качественное преобразование системы. Такая трансформация произошла в России в 1991—4993 гг.? когда советская власть сменилась президентской республикой и произошли существенные изменения в экономической области (приватизация, т.е. замена общественной собственности на средства производству частной). Некоторые исследователи Не склонны называть это революцией, так как изменения не сопровождались крупными жертвами, но главный признак революции Не ее насильственный характер, а глубина преобразований. Современный политолог Р. Дарендорф для оценки изменения государственности в странах Восточной Европы предложил неологизм «рефолюция», состоящий из соединения слов «реформа» и «революция», имея в виду мирное, но кардинальное преобразование. Наконец, третьим видом политических изменений является модернизация. Это понятие употребляется з двух смыслах: во-йер-вых, как процесс рационализации и осовременивания политической системы развивающихся, прежде всего афро-азиатских стран, а во-вторых, перенимания этими странами политической структуры Запада. Предпосылками модернизации в развивающихся странах являются: 1) относительное увеличение численности городского населения по сравнению с сельским; 2) ростчисленно- 154 |
Реклама: |