|
В смешанной форме республики президент и парламент обладают сравнимыми полномочиями. Существует обязанность вотума доверия правительству парламентом. В этом случае, если большинство в парламенте имеет одна партия, а президент принадлежит к другой, может оказаться, что премьер-министр и президент придерживаются разных точек зрения. Для того чтобы сделать возможным проведение согласованной политики, в подобной ситуации вводится разграничение полномочий между президентом и премьер-министром. Например, во Франции президент преимущественно решает вопросы внешней политики, а' премьер-министр — внутренней. . Если говорить о государственном устройстве России, то она в XX в. прошла путь от абсолютной монархии к монархии, конституционной (после 1905 г.), далее к республике (после 1917 г.), которую можно Назвать «секретарской» (номинальным главой государства в СССР был председатель Верховного Совета — высшего законодательного органа, а фактическим — 1-й секретарь ЦК КПСС — ведущей и единственной партии), затем парламентской (с 1991 г. до разгрома Верховного Совета) и, наконец, после 1993 г. президентской, даже ультрапрезидентской, поскольку президент Российской Федерации по нынешней Конституций обла- 110 Формы государственного устройства дает полномочиями, которых не имеет ни один президент развитой страны. В отличие от США президент может распустить нижнюю палату пардамента, и она не утверждает членов кабинета министров, а только премьер-министра, которого предлагает президент. Неутверждение трижды предложенной президентом кандидатуры премьер-министра (она может быть одной и той же, как подтвердил Конституционный суд) дает президенту право распустить Государственную думу и назначить новые выборы. В условиях угрозы роспуска пардамента неутверждение предложенной президентом кандидатуры премьер-министра оказывается, таким образом, самоубийственным шагом, на который Дума еще ни разу не отважилась. Для того чтобы уменьшить значение парламента по сравнению с президентом, Федеральное собрание, заменившее бывший прежде Верховный Совет, было разделено, по сути дела, не только на две палаты, а на два самостоятельных учреждения, расположенных в разных местах. С этой же целью верхняя палата парламента была составлена из глав исполнительной и законодательной власти регионов, что привело к нарушению принципа разделения властей. В результате вес Совета Федерации стал таким большим, что он порой не соглашался с президентом (например, в вопросе об отстранении Генерального прокурора), и понадобилась реорганизация 2000 г., чтобы уменьшить его значение. Вместо глав регионов теперь в Совет Федерации входят представители регионов. В результате еще более усилилась власть президента. • Формы государственного устройства Современные государства можно также классифицировать по признаку соотношения центральной и местной власти. Здесь выделяют три формы. Первая — унитарное государство. При таком устройстве центральная власть осуществляет основные управляющие функции на всей территории. Пример: дореволюционная Россия и современная Франция. Вторая форма — федеративное государство. В нем наиболее важные для государства в целом функции осуществляет федеральная власть, а часть передается в регионы. При этом действует Принцип субсидиарности, в соответствии с которым происходит разделение полномочий между уровнями власти. Например, в ФРГ в ведении федерального центра находятся внешняя политика и оборона; координация действий по защите конституции; денеж- 111 Политология ная система, таможня и охрана границ, почта и электросвязь, железные дороги и авиация, авторское и издательское право и т.д. В ведении земель находятся культурная, полицейская и коммунальная сферы; хозяйственное, гражданское и уголовное право, судопроизводство и т.п. Федеративные государства — это, помимо ФРГ, США и Российская Федерация. Отдельные субъекты федерации могут иметь разные названия —- земли в ФРГ, штаты в США, области и республики в РФ. Особенностью Российской Федерации, доставшейся в наследство от СССР, является то, что отдельные субъекты федерации имеют не одинаковые права, чего нет ни в Германии, Ни в Америке. Такие национальные республики, как Татарстан и Башкортостан, имеют собственные конституции и особые договора с центральным правительством, тогда как другие субъекты мало чем отличаются от частей унитарного государства. В период непосредственно посЛе распада СССР президентом РФ был брошен лозунг «Берите суверенитета, сколько хотите!», но впоследствии взят обратно, и попытки глав некоторых областей усилить местную власть до размеров власти в национальных республиках наталкивались на противодействие центра (неудавшаяся попытка организовать Уральскую республику из Свердловской области). Упоминавшийся лозунг о суверенитете противоречил самому принципу суверенитета, как он функционирует в политологии. Напомним, что он был выдвинут в Новое время в период борьбы европейских государств против светской власти папы и означал полную независимость этих государств в решении политических вопросов. |
Реклама: |