|
«Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым — и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а 1 Аристотель. Политика. 1314 а. 2 Макиавелли Н. Государь. Харьков., 1998. С. 53. 3 Там же. С. 90. 4 Там же. С. 95. 5 Там же. С. 96. 6 Там же. 44 «Утопия» Т. Мора угодные — исполнять сами»1. Известен афоризм, что каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает, но Макиавелли советует государю действовать сообразно тому, каков народ, которым он управляет. В духе Макиавелли утверждение «пусть ненавидят, лишь бы боялись». Макиавелли считал, что страх подданных лучше, чем их любовь к правителю, потому что любовь зависит от настроения народа, а страх — от желания государя. В целом концепция Макиавелли и заслужила название политического цинизма. «Я назвал циничной, — пишет Р. Арон, — ту философию политики, которая считает борьбу за власть и распределение преимуществ, связанных с властью, единственно возможным воплощением политики»2. Взгляды Макиавелли немало способствовали отношению к политике как к «грязному делу». Макиавелли открыто провозгласил то, что, в общем-то, было известно и до него и широко использовалось: власть государства основывается на монополии на применение силы. Это Макиавелли и поставил во главу своей концепции. Но без ответа остается вопрос: а для чего же нужна государственная власть, какие позитивные задачи управления она должна решать? Если этой целью не является привлечение людей к Богу и воплощение божествейных заповедей в жизнь, как полагал Августин Блаженный, то что же? Ответом на этот вопрос в эпоху Возрождения послужило учение английского мыслителя Т. Мора. Морализаторство и цинизм, догматизм и релятивизм, утопизм и макиавеллизм составляют две крайности, которые постоянно присутствовали в социально-политической мысли ^а протяжении всей ее истории. 1 /. «Утопия» Т. Мора Г. Мор (1478—1535) — английский политический деятель и мыслитель, автор сочинения «Утопия», давшего начало огромному количеству так называемой утопической литературы, решал,ту же проблему построения идеального общества, которая вдохновляла Конфуция и Платона. Слово «утопия», образованное Мором от двух греческих слов «нет» и «место», означает место, которого нет. Мор отталкивался в своих конструкциях от платоновского го- 1 Там же. С. 97, 100. 2 Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. С. 46. 45 Политология сударства и пошел еще дальше в своем радикализме. В идеальном обществе Мора нет частной собственности вообще, и не только частной, но и даже личной; все принадлежит всем, и все трудятся (не более шести часов в день); нет денег, а из золота и серебра «делают ночные горшки». Обосновывая свою позицию, Т. Мор пишет: «Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо. Разве что ты сочтешь справедливым, когда все самое лучшее достается самым плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все распределяется между совсем немногими, да и они живут отнюдь не благополучно, а прочие же вовсе несчастны»1. При равенстве всем всего хватит. Поэтому «для общественного благополучия имеется один-единственный путь — объявить во всем равенство»2. Обитатели острова Утопия чередуют жизнь в городах с занятием сельским хозяйством. Дома меняются раз в десять лет по жребию (жребий, как известно, использовался в Древней Греции, но с иными целями — для выбора руководящих деятелей государства). В свободное время утопийцы занимаются науками и искусствами. Женщины трудятся наравне с мужчинами, однако приготовление пищи лежит только на них. Потребности жителей минимальны: каждый довольствуется одним платьем, которое носит два года. |
Реклама: |