|
В реальности сталкиваются представительская политика и политическая индустрия, «связанная с более или менее произвольно интерпретированными социальными заказами и другими порождениями политической искусственности (в частности, «раскрученными» именами претендентов, за которыми стоят финансирующие всю эту индустрию тайные заказчики)»2. В результате происходит «превращение граждан в манипулируемый объект, а политики — в производство, управляемое не избирателями, а финансирующими его «акционерами»3. Как преодолеть эту деформацию представительского принципа? Может быТь, вернуться к представительской системе Средневековья? Интересно, что повышение роли корпоративных принципов дЛя преодоления негатив: ных аспектов функционирования общества предлагал ё конце XIX 1 ПанаринА.С. Указ. соч. С. 278—279. 2 Там же. С. 279. 3 Там же. 224 Виды избирательных систем века французский социолог Э. Дюркгейм. Однако здесь никаких изменений, на которые он надеялся, не произошло, что, по-видимому, еще раз подтверждает закон необратимости эволюции. Данный экскурс в историю показывает, насколько важна проблема представительства, но если согласиться с предложением снять её совсем, то рушится фундамент современной избирательной системы. В связи с тем что проблема представительства теоретически не решена, можно говорить о представительстве лишь в относительном смысле, о представительстве заинтересованных групп И Т.Д. ч Виды избирательных систем Две основные избирательные системы — мажоритарная и про-порциональная. При мажоритарной системе выигравшим считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов (на выборах президента) или наибольшее число голосов среди всех кандидатов (на выборах в парламент). Такая система действует в США, Великобритании, Франции, Японии. При пропорциональной системе выбираются несколько депутатов от округа в пропорции от количества полученных голосов. Данная система основывается на принципе «пропорционального представительства» и считается более демократичной. В Германии, Италии и Новой Зеландии половина депутатов избирается по мажоритарной Системе, а половина йо пропорциональной. Такая система получила,название смешанной. Она принята и в России. Половина депутатов Государственной думы избирается по мажоритарной системе (в одномандатных округах), половина по пропорциональной (в общефедеральном округе по партийным спискам). Во Франции, где имеет место смешанный тип республики, действует модифицированная мажоритарная система. Если при выборах в Национальное собрание ни один из кандидатов не набирает большинства голосов, проводятся повторные выборы. Во втором туре участвуют все кандидаты, получившие свыше 12,5% голосов. 1 ' Каждая из избирательных систем имеет свои особенности, влияющие в значительной степени на результаты выборов (еще подтверждение сложности проблемы представительства). М. Дю-верже сформулировал три социальных закона взаимосвязи избирательной и партийной системы. 1. Мажоритарная система в один 225 Политология тур способствует установлению двухпартийности. 2, Мажоритарные выборы в два тура ведут к объединению многочисленных, относительно стабильных партий в две коалиции. 3. Пропорциональное представительство способствует развитию многопартийности, т.е. становлению системы многочисленных независимых партий^ Причем — чем ниже порог прохождения в парламент, тем в большей степени (на выборах в Государственную думу РФ порог равняется 5%, а на выборах в местные органы власти достигает 10%). Увеличение порога стабилизирует общество, но одновременно консервирует его. Здесь есть и своя положительная, и отрицательная сторона. Введение 5 или даже 10% ценза имеет цЬлью вывести из политической борьбы и маргинализировать новацион-ные политические меньшинства, а они важны, поскольку откликаются на новые потребности и интересы общества. Это же, но в 1 еще большей степени имеет место при переходе от выборов к назначению (как это происходит в отношении с губернаторами областей Российской Федерации). |
Реклама: |