|
1 Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2000. С. 522. 2 Цит. по: Лисовский С. Ф. Политическая реклама. М., 2000. С. 13. 24.1. Понятие политической рекламы 495 ложное мнение — Д. В. Ольшанский, например, считает, что платность или бесплатность рекламы, особенно у нас, в России, имеет условный характер). Платность политической рекламы в большинстве источников рассматривается как главный критерий ее отделения от политического РЯ. Так, Е. В. Егорова-Гантман и К. В. Плешаков отмечают, что в отличие от политической рекламы политический РЯ является бесплатным, а следовательно, менее нарочитым в глазах общества. Основная задача политической рекламы состоит в том, чтобы сформировать соответствующий имидж политических сил, кандидатов, политических партий, их лидеров и представителей. Кроме того, политическая реклама призвана в доступной, эмоциональной, лаконичной, оригинальной, легко запоминающейся форме преподнести суть политической платформы определенных политических сил, партий и кандидатов, настроить избирателей на их поддержку; сформировать и внедрить в массовое сознание определенное представление об их характере; создать желаемую психологическую установку, диктующую направление чувств, симпатий, а затем и действий человека. Политическая реклама упрощает сложность политических программ, сводя их к простым альтернативам. Но именно благодаря этой доступности она и становится эффективным инструментом политической борьбы. Реклама должна учитывать специфику аудитории и поэтому она отражает истинный уровень не только политической культуры общества и существующих в нем политических сил, но и уровень общей культуры страны. Создание политической рекламы и проведение рекламной кампании осуществляются поэтапно. На первом этапе исследуется «политический рынок», в результате чего находится нужная «политическая ниша» и та часть электората (целевые группы), на достижение поддержки которой рассчитывает рекламодатель. Второй этап — это выбор того или иного типа рекламной кампании по критериям направленности (целевая кампания или тотальная), «географии» охвата электората, используемых в ее рамках средств и т. д. На третьем этапе разрабатывается концепция политической рекламной кампании на основе избранной стратегии (стратегии могут быть наступательными, агрессивными или оборонительными, строиться на охранительных символах или обещаниях перемен, вызывать Чувства надежды и оптимизма в случае победы нужного кандидаты или же чувство страха в случае возможной победы его оппонента, строиться на устрашении или принципе меньшего зла и т. д.). Четвертый этап включает создание медиа-плана, размещение рекламной продукции на тех или иных рекламоносителях. Наконец, пятый этап — проведение самой политической рекламной кампании. Все этапы рекламной кампании важны — необходимый результат обеспечивается только за счет последовательного прохождения всех перечисленных этапов. Пропуск хотя бы одного из них повлечет за собой неудачу всей рекламной кампании. Однако каждый этап важен по-своему. Претендующая на эффективность кампания не может пропустить первый этап — изучение аудитории, — иначе вся кампания может элементарно уйти в пустоту. Принципиально важным является третий этап — разработка концепции политической рекламы, аргументированной системы представлений о необходимых средствах и оптимальных методах достижения политической цели через политическую рекламу. Концепция обязательно должна включать: цели и задачи рекламной кампании; необходимые средства их 496 Глава 24. Политическая реклама достижения; формы представления рекламы (программы, платформы и т. п.); структуру имиджа лидеров и политических объединений; представления о средствах ведения кампании и их соотношении между собой (средства массовой информации, прямые контакты «от двери к двери», наглядная агитация и пр.); разработку запоминающегося лозунга (слогана); финансовые расчеты; организацию обратной связи с электоратом. Все это в совокупности — необходимые элементы проведения эффективной политической рекламной кампании. |
Реклама: |