|
Признание противоположности
учения Нового завета учению Ветхого завета не помешало, однако, христианской
церкви включить последний в состав книг Священного писания. В обстановке III в.
более актуальной для христиан была борьба с манихейством и другими подобными
ему идеологическими течениями, отрицавшими существование единого бога, а также
противостояние римским императорам, развернувшим гонения на христианские
общины. Ветхий завет в этих условиях становился естественным союзником
новозаветного учения. Многие его идеи можно было без особых ухищрений представить
в качестве предтечи идей Нового завета и таким образом дать последним прочное
историческое, корневое основание. Иларион в своем произведении
"О Законе и Благодати" следовал христианским традициям. Идейный смысл
данного произведения не может быть понят в полной мере без учета исторических
реалий, в которых пребывало современное Илариону русское общество, но его также
невозможно уяснить, рассматривая творение русского мыслителя вне контекста
существовавшей в рамках христианской литературы традиции противопоставления
новозаветного учения ветхозаветному. Многие мотивы и образы
вышецитированного трактата II в.,
приписываемого Маркиону, повторяются Иларионом. Восприняв христианские
заповеди, мы, восклицал он с пафосом, чужими будучи, людьми Божьими себя нарекли,
и врагами бывшие, сыновьями Его назвали себя! И не по-иудейски хулим, но
по-христиански благословим! И не совет творим, как его распять, но как
распятому поклониться! Не распинаем Спасителя, но руки к Нему воздеваем! Не
тридцать серебренников наживаем на Нем, но друг друга и все нажитое Ему отдаем!
Не таим воскресения, но во всех домах своих зовем: "Христос воскрес из
мертвых!" В полном соответствии с
христианской традицией Иларион называет Закон Моисея предтечей Благодати и
Истины. При этом он совсем не подразумевает, что в Законе содержится зародыш
или предпосылка последних. Закон — предтеча Благодати и Истины только в том
смысле, что "въ немь обыкнеть чьловѣчьско естьство, отъ
мъногобожьства идольскааго укланяяся, въ единого Бога вѣровати". Иначе говоря,
Закон является предтечей Благодати лишь в той мере, в какой луна выступает
предтечей солнца. "Отъиде бо свѣтъ луны солньцю въсиявъшю,
тако и Закон — Благодати явльшися", — возглашал Иларион. В своем противопоставлении
иудаизма и христианства русский мыслитель использовал и другие традиционные для
христианской литературы символы. Так, он связывал ветхозаветный закон с землей,
а новозаветную Благодать с небом, утверждая, что иудеи о земном радели,
христиане же — о небесном. Однако указанные символы использовались им в
качестве иллюстрации мысли о том, что Закон Моисеев служит иудеям для
самооправдания, тогда как христиане Благодатью и Истиной не оправдываются, но
спасаются. Причем, отмечает Иларион, оправдание иудейское скупо от зависти, оно
предназначено только для иудеев и не простирается на другие народы, христиан же
спасение благо и щедро простирается на все края земные. В этих словах Илариона выражена, пожалуй, важнейшая мысль
его произведения: иудаизм
— это религия, которая служит только иудеям, христианство же — религия,
призванная служить всем народам. Следует отметить, что на
данную мысль наводит само содержание Ветхого завета. Согласно
"Второзаконию" Моисей заявил народу Израиля при изложении ему
законов: "И если вы будете слушать законы сии, хранить и исполнять их, то
Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе". Но в чем же
заключаются эти завет и милость? Оказывается, не только в спасении от болезней
и бесплодия, но и в содействии истреблению народов, ненавидящих израильтян,
народов, которых израильтяне боятся. "И будет Господь, Бог твой, —
продолжал говорить Моисей народу Израиля, — изгонять пред тобою народы сии
мало-помалу; не можешь ты истребить их скоро, чтобы [земля не сделалась пуста
и] не умножились против тебя полевые звери; но предаст их тебе Господь, Бог
твой, и приведет их в великое смятение, так что они погибнут; и предаст царей
их в руки твои, и ты истребишь имя их из поднебесной..."
"Второзаконие" совершенно недвусмысленно представляет заповеди и
законы, объявленные Моисеем, как орудие достижения израильтянами господства над
другими народами. |
Реклама: |