|
"Закон, Моисеем
данный" — это совокупность заповедей Бога евреев, объявленных израильтянам
Моисеем. Они изложены в Ветхом завете, им специально посвящена заключительная
часть "Пятикнижия" Моисея, называемая "Второзаконие".
"Вот закон, который предложил Моисей сынам Израилевым; — говорится здесь,
— вот повеления, постановления и уставы, которые изрек Моисей сынам Израилевым
[в пустыне], по исшествии их из Египта, за Иорданом..." Любопытно, что в
некоторых списках рассматриваемое произведение Илариона начинается со слов
"О Втором Законе, Моисеем данном..." "Благодать и
Истина" — понятия, которыми Иларион обозначает христианское учение,
изложенное в Новом завете. Воплощение — Христос, сын Божий. Согласно Илариону
Христос является в наш мир именно Благодатью. ("И Бог убо преже вѣк изволи и умысли сына
своего въ миръ посълати, и тѣм Благодати
явити ся. <...> Благодать же глагола къ
Богу: "Аще нѣсть времене
сънити ми на землю и
съпасти миръ"...".) Сравнение Закона и
Благодати, которое дается в произведении Илариона, — это, в сущности,
противопоставление двух религиозных учений, двух мировоззренческих систем —
иудаизма и христианства. Однако Иларион не впадает при этом в религиозную
догматику. Он сравнивает между собой не собственно религиозное содержание и
обрядовые формы иудаизма и христианства, а то, что можно назвать политическим смыслом этих религий. Иначе говоря, он подходит
к иудаизму и христианству как к идеологиям, каждая из которых несет в себе
совершенно определенные цель и образ жизни, стереотипы поведения, общественное
состояние и, кроме того, формирует определенную политику по отношению к другим
народам. Такой подход к иудаизму и христианству, который демонстрирует Иларион,
т.е. подход не религиозно-догматический, а политический, вполне объясним. Дело в том, что для Руси
иудаизм никогда не являлся голой абстракцией. В течение 50—60-х гг. IX в., в
правление великого князя Святослава, Русь вела кровопролитную борьбу с
Хазарским каганатом — с тюркским государством, в котором власть принадлежала
иудейской общине, и соответственно иудаизм был господствующей идеологией. Этой
борьбой русские стремились спасти себя от разорительных хазарских набегов, от
тяжкой дани, которую они платили иудейской Хазарии. В 965 г. войско Святослава
разбило войско хазарского кагана и овладело его столицей. Однако разгром
Хазарии, освободив Русь от опасности военной агрессии со стороны иудейских
общин, не освободил ее от опасности торгово-финансовой экспансии и
идеологической агрессии со стороны последних. Еврейское ростовщичество и
торговля различными товарами и рабами продолжали развиваться на территории
Киевской Руси по меньшей мере до 1113 г. Продолжали свою работу иудейские
миссионеры. В связи с этим примечателен факт, сообщаемый "Повестью
временных лет", о том, что в 986 г., после того, как великий князь
Владимир Святославич отверг предложения болгар и немецких миссионеров принять
соответственно мусульманство и римско-католическое христианство, к нему
приходили хазарские евреи, чтобы обратить его в иудаизм. "Се слышавше
жидове козарьстии придоша, рекуще: "Слышахомъ, яко приходиша болгаре и
хрестеяне, учаще тя каждо вѣрѣ своей. Хрестеяне бо вѣрують, его же мы распяхомъ,
а мы вьруемъ единому Богу Аврамову, Исакову, Яковлю". Расспросив евреев о
сути их религии, Владимир заявил им: как же
вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и
закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите? Необходимо заметить, что
противопоставление христианства иудаизму было традиционным для христианской
литературы. Уже во II в. христианские теологи настойчиво проводили в своих
проповедях и писаниях идею о противоположности учений Ветхого и Нового заветов.
Так, в трактате, приписываемом жившему в середине названного столетия теологу
по имени Маркион, указывалось на следующие различия между Богом Ветхого завета
Яхве и Богом Нового завета: "Первый запрещает людям вкушать от древа
жизни, а второй обещает дать побеждающему вкусить "сокровенную манну"
(Апокалипсис 2, 17). Первый увещевает к смешению полов и к размножению до
пределов Ойкумены, а второй запрещает даже одно греховное взирание на женщину.
Первый обещает в награду землю, второй — небо. Первый предписывает обрезание и
убийство побежденных, а второй запрещает то и другое. Первый проклинает землю,
а второй ее благословляет. Первый раскаивается в том, что создал человека, а
второй не меняет симпатий. Первый предписывает месть, второй — прощение
кающегося. Первый обещает иудеям господство над миром, а второй запрещает
господство над другими. Первый позволяет евреям ростовщичество, а второй
запрещает присваивать не заработанные деньги. В Ветхом завете — облако темное и
огненный смерч, в Новом — неприступный свет; Ветхий завет запрещает касаться
ковчега завета и даже приближаться к нему, т.е. принципы религии — тайна для
массы верующих, в Новом завете — призыв к себе всех. В Ветхом завете —
проклятие висящему на дереве, т.е. казнимому, в Новом — крестная смерть Христа
и воскресение. В Ветхом завете — невыносимое иго закона, а в Новом — благое и
легкое бремя Христово". |
Реклама: |