|
Лозунг "назад, к
Канту!" особенно популярен был в Германии, где к концу XIX в. оформились
две основные школы неокантианцев: фрейбургская (баденская, юго-западная) школа
(Виндельбанд, Риккерт и др.) и марбургская (Коген, Наторп и другие, именовавшие
свое учение "научный идеализм"). Идеи марбургской школы нашли
свое выражение в книге немецкого юриста Рудольфа Штаммлера
(1856—1938) "Хозяйство и право с точки зрения материалистического
понимания истории" (1896 г.). Особенность этой книги в
том, что ее целью было опровержение притязаний исторического материализма на
научность, на постижение объективных закономерностей развития общества.
Штаммлер почти не касался революционных идей марксизма; основная его критика
была направлена против учения о базисе и надстройке, об
общественно-экономических формациях и закономерностях их смены. Главной целью
своего труда Штаммлер считал защиту права. Исходя из неокантианского
разрыва и противопоставления "мира причинности" и "царства
свободной воли", Штаммлер отрицает причинную обусловленность явлений
общественной жизни. "Сущность социального бытия людей заключается в воле и
преследовании целей, — отмечал Штаммлер. — Не может быть иной высшей
закономерности социальной жизни, помимо закономерности ее конечной цели". Отрицание объективных
закономерностей причинообусловленности развития общества в концепции Штаммлера
связано с критикой им марксизма, признающего необходимость сознательной
деятельности, направленной на претворение в жизнь программы коммунизма. Обвиняя
марксизм в непоследовательности, Штаммлер писал: "Если научно
предусмотрено, что известное событие в совершенно определенной форме должно
наступить, бессмысленно в таком случае еще и желать или содействовать именно
этой определенной форме этого известного события. Нельзя основать партию,
которая поставит себе цель "сознательно содействовать" наступлению
точно вычисленного затмения луны". Оспаривая марксистское
учение о базисе и надстройке, Штаммлер замечал, что так называемые
производственные отношения всегда выступают в правовой форме и потому носят
волевой характер. "Правовой порядок и экономический строй — безусловно
одно и то же".Поэтому "марксистской триаде: технология — материальные
производственные отношения — юридические законы" он противопоставлял
соотношение хозяйственной жизни — "аморфной материи" и права — как
"совокупности формальных условий, при которых осуществляется общественное
сотрудничество". Поскольку деятельность наделенных свободной волей людей
определяется не развитием техники, а стремлением к достижению целей, источник
общественного развития следует искать в целеполагании, а тем самым в выражающем
это целеполагание праве; значит, заключал Штаммлер, общественный прогресс
осуществляется лишь в области права, которое и является определяющим фактором
общественного развития. Представители другой
неокантианской школы обоснованно упрекали Штаммлера за смешение
гносеологического и онтологического аспектов: из того, что история постигается
через изучение "формально определенного права", вовсе не следует, что
именно право, а не "аморфное хозяйство" является движущей силой
истории. Не лишены убедительности возражения Плеханова и других марксистов
рассуждениям о "партии содействия лунному затмению", поскольку в
число условий, необходимых для лунного затмения, человеческая деятельность не
входит и входить не может. Однако верно и то, что
Штаммлером замечено одно из неясных положений марксистского учения о базисе и
надстройке: если в основе производственных отношений (т.е. базиса) лежат
отношения собственности, а право собственности в классовом обществе всегда
оформляется и охраняется законом, то куда относятся отношения собственности — к
базису или к правовой надстройке? Именно эта неясность придавала убедительность
имманентной критике "марксистской триады" и выводам Штаммлера о том,
что понятие общественного строя тождественно праву и означает лишь совокупность
действующих в данный момент правовых норм. |
Реклама: |