|
Использование ряда идей Дюги
идеологами тоталитаризма, чрезмерная полемичность произведений Дюги, а также
запальчивая манера изложения и склонность к парадоксам помешали последующим
теоретикам адекватно воспринять ряд теоретических мыслей бордосского
государствоведа. Почти не было замечено, что теория Дюги — это творческое
продолжение начатого Сен-Симоном, Контом и Прудоном поиска наилучшей
организации промышленного общества. Дюги не только критически оценил
большинство вариантов политико-правового переустройства гражданского общества, но
и, заметив тенденции его развития, высказал ряд глубоких идей и социальных
прогнозов, ставших значительным шагом вперед в развитии или критическом
пересмотре взглядов его предшественников. В отличие от социократии
Конта, основанной на искусственно создаваемом авторитете позитивистского
духовенства и олигархического патрициата, идеал Дюги опирается на
профессиональные объединения и другие реальные ассоциации, возникшие в процессе
развития промышленного общества. В этом Дюги предвосхитил идеи плюралистической
демократии. Воспроизводя многие суждения Конта, Дюги толкует идеи своего
предшественника в связи с современными ему изменениями права, отнюдь не отрицая
понятия права вообще, что было свойственно Конту. Профессиональное внимание к
правовым проблемам позволило Дюги обосновать понятие равенства как "равной
охраны законом", конкретизировать мысль Конта о "социализации
собственности" на основе изучения динамики законодательства о праве
собственности, подчеркнуть значение юридического оформления профессиональных
союзов и других общественных объединений. В результате теоретических изысканий
Дюги в общем понятии "солидарность" им выведена на первый план идея
организационных и правовых форм социального партнерства как согласования усилий
и достижения разумных и долговременных компромиссов участников трудового
процесса в промышленном обществе. В отличие от Спенсера,
который в государственном вмешательстве видел угрозу для промышленного
общества, Дюги отмечал положительное влияние ряда социальных актов государства
на общественные дела, но стремился превратить государство из господина над
обществом в систему общественно полезных служб. Не менее важно определение им
предмета ведения этих служб: надзор, контроль и охрана от нарушений социальных
норм, в том числе конвенциональных норм, установленных синдикатами. Идея синдикалистского
(корпоративного) государства не получила широкого осуществления из-за
компрометации ее тоталитарными режимами, а также из-за трудности совмещения
профессионального представительства с традиционными институтами
представительной демократии в единой системе органов государства. Практика
государственно-правового осуществления социального партнерства идет по другому
пути: достаточно известно, что в настоящее время в ряде промышленно развитых
стран содержание многих норм, регулирующих трудовые и социальные отношения
(максимальная продолжительность рабочей недели, минимальная оплата труда,
размер и характер социальных гарантий работника и др.), определяется
соглашениями между профсоюзами наемных рабочих и организациями
предпринимателей, а государство лишь придает этим нормам юридический характер,
обеспечивая их соблюдение и исполнение соответствующей системой гарантий и
выступая в необходимых случаях как арбитр при решении возникающих споров, как
гарант социального партнерства. § 4. Неокантианские концепции права. Р. ШтаммлерПоиск обновленных
теоретических основ правоведения и других общественных наук еще во второй
половине XIX в. привел к возрождению ряда идей Канта. Неокантианство
противопоставляло науки о природе, где применяется закон причинности
(предшествующее явление порождает последующее), наукам об обществе, где
действует закон целеполагания (свободная воля людей стремится к целям; волевые
действия обусловлены не тем, что было, а тем, что должно быть). |
Реклама: |