|
Дюги подчеркивал, что предприниматели
и капиталисты столь же необходимы обществу, как и пролетарии. Всеобщая
забастовка, захват рабочими фабрик и заводов, насилие по отношению к буржуазии,
к чему призывал революционный синдикализм, грозят обществу разрушением. Но Дюги
сочувственно цитирует те произведения Прудона, где речь идет о естественности
экономической организации, о ее первенстве по отношению к государству. Дюги признавал и одобрял
мирное, ненасильственное синдикалистское движение, имеющее целью обуздание
эгоизма частных предпринимателей и ставящее разумные границы требованиям
наемных рабочих. Задачи синдикализма — компромисс между трудом и капиталом.
Характерной чертой XX в. Дюги считал все более широкое развитие синдикатов,
объединяющих по профессиональному признаку рабочих, предпринимателей либо тех и
других. Дюги писал, что устойчивый
фундамент общественного здания образуют "группы, основывающиеся на
общности интересов и труда, профессиональные группы". В конечном счете,
считал Дюги, возникнет федерация классов, организованных в синдикаты, отношения
между которыми будут регулироваться соглашениями, основанными на взаимных
уступках. Отвергая доктрины
либерализма и индивидуализма, Дюги вслед за О. Контом утверждал, что
изолированная личность, о которой писали философы XVIII в., не существует;
человек — "это индивид, взятый в узах социальной солидарности". "Абсолютное равенство
всех людей противоречит фактам, — утверждал Дюги. — Люди, далекие от равенства,
в действительности существенно отличаются друг от друга, и эти отличия растут с
успехами общественной цивилизации. Отношение к людям должно быть различно, так
как люди различны; их юридическое состояние, будучи лишь выражением их
отношения к себе подобным, должно быть различно для каждого из них, так как
глубоко различна роль каждого по отношению ко всем". Выступая против
индивидуалистических доктрин, Дюги критиковал идеи равенства и естественных
прав человека, выдвинутые в революционную эпоху и закрепленные в Декларации
прав человека и гражданина. Неоднократно ссылаясь на Огюста Конта, он призывал
заменить понятие субъективного права понятием социальной функции, тождественной
обязанности "исполнять ту работу, к которой обязывает социальная
норма". "По солидаристской
доктрине, — рассуждал Дюги, — индивид не имеет никакого права, он имеет лишь
социальные обязанности". Эти взгляды Дюги развивал особенно обстоятельно
применительно к собственности, которая, оставаясь частной, рассматривается им
не как субъективное право индивида, а как его обязанность "свободно, полно
и совершенно выполнять социальную функцию собственника". Дюги стремился доказать
нужность и полезность частной капиталистической собственности. "Существует
и, вероятно, долго будет существовать исключительно капиталистический класс, —
писал Дюги, — и я в этом не вижу ничего дурного... Капиталистическому классу
отводится особая роль: собирать капиталы и отдавать их в распоряжение
предприятий. Капиталист-собственник исполняет особенную социальную функцию; я
отрицаю его субъективное право собственности, но признаю его социальный долг.
Покуда капиталистический класс будет выполнять предназначенную ему функцию — он
будет существовать". Дюги ссылался на то, что
закрепленное Гражданским кодексом Наполеона (1804 г.) понятие собственности
(право "наиболее абсолютным образом" пользоваться и распоряжаться
вещами) в современную эпоху устарело — на собственнике лежит ряд обязанностей и
ограничений, возлагаемых обществом; результатом вмешательства публичной власти
в имущественные отношения стала "социализация частной собственности".
Однако собственность остается частной. В приведенной выше цитате под
"капиталистом-собственником" понимается не предприниматель
(организатор производства), а рантье, вся забота которого состоит во владении
денежными средствами, акциями и другими ценными бумагами и в получении
процентов и дивидендов. По теории Дюги, это тоже является "социальной
функцией", ибо должен же кто-то владеть капиталом и рисковать им,
вкладывая в различные предприятия. Дюги воспроизводит обширные рассуждения
Огюста Конта, стремившегося в полемике с сен-симонистами
"облагородить" собственность, представить владение капиталом как
социальную функцию, почетную обязанность перед обществом. |
Реклама: |