|
Понятие
"солидарность", выдвинутое основателем социологии Огюстом Контом,
получило развитие в книге французского социолога Эмиля Дюркгейма "О
разделении общественного труда" (1893 г.). Дюркгейм стремился доказать,
что классовая структура общества обусловлена разделением труда и тождественна
ему; поэтому, коль скоро разделение труда неизбежно и общественно необходимо,
классы (в том числе буржуазия и рабочий класс в современном обществе) должны
совместно и солидарно трудиться в системе общественного производства. Те же идеи развивались в
книге французского политического деятеля Л. Буржуа "Солидарность"
(1897 г.). Выступая против индивидуалистических доктрин XVIII и XIX вв., Л.
Буржуа утверждал, что реально существуют не индивиды и не государство, взятые
сами по себе, а ассоциации людей, связанных фактом совместной жизни. Поскольку
каждый участник ассоциации получает пользу от общежития, на нем лежат
обязанности перед другими людьми, перед обществом, перед предшествующими
поколениями, перед потомками. Для повышения чувства долга людей перед обществом
Буржуа считал необходимым дополнить Декларацию прав "Декларацией
обязанностей", призванной укрепить общее сознание солидарности. Под
лозунгами идей солидарности в 1900 г. в Париже собрался первый "конгресс
социального воспитания"; в следующем году при Высшей школе социальных наук
в Париже были организованы специальные лекции по "философии
солидарности". С резкой критикой понятия
солидарности, как отмечено, выступили Сорель и другие французские
анархо-синдикалисты, звавшие пролетариат к открытой классовой борьбе против
буржуазии. Опровержение революционного
синдикализма и попытку построить на основе идей солидарности политико-правовую
концепцию предпринял профессор юридического факультета в Бордо Леон Дюги (1859—1928). В книге "Государство,
объективное право и положительный закон" (1901 г.), а также в последующих
произведениях Дюги писал, что основой общества является неравенство людей,
которое приводит к разделению общества на классы, каждый из которых выполняет
социально необходимую функцию. Этим обусловлена социальная солидарность,
понимаемая как "факт взаимной зависимости, соединяющей между собой, в силу
общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого". Осознанный факт солидарности
порождает социальную норму, которую Дюги формулирует таким образом:
"Ничего не делать, что уменьшает солидарность по сходству и солидарность
через разделение труда; делать все, что в материальных силах личности, чтобы
увеличить социальную солидарность в обеих этих формах". Эта норма
солидарности стоит выше государства и положительных законов, которые лишь
служат ее осуществлению: "Норма права возлагает на всех обязанности не
делать ничего, что противоречит общественной солидарности, и делать все для
развития этой солидарности". Свои идеи Дюги
противопоставил учению о классовой борьбе, которое называл "отвратительной
доктриной". Дюги тревожит революционный
синдикализм, теоретики которого (Сорель, Лягардель, Берт) призывали к
насильственным действиям и всеобщей забастовке. "Вот против этого, — писал
Дюги, — я протестую всеми силами: насилие крайне разрушительно; оно служит
источником страдания и смерти... Столь же энергично отвергаю я всеобщую
стачку". Надо делать все, писал Дюги, чтобы избежать революции, к которой
призывают революционные синдикалисты, "проникнутые колоссальным
заблуждением, которое пустил в оборот Карл Маркс". "Преступлением
является проповедовать борьбу классов, — писал Дюги, — и я думаю, что никоим
образом мы не идем к уничтожению одного класса другим, а, напротив, к режиму
координации и иерархии классов". Дюги осуждал то направление
в современном ему синдикалистском движении Франции и других стран, которое вело
бескомпромиссную борьбу с буржуазией. Он враждебно относился также к
государственному социализму: "Если бы восторжествовала коллективистская
доктрина, она бы даровала государству власть еще более могущественную, чем та,
которой одарила его революция; это было бы равносильно уничтожению личности и
возврату к варварству". |
Реклама: |