|
Под великой социальной
революцией Кропоткин понимал освобождение работника от ига капитала и
организацию общества на принципах коммунизма. В отличие от социализма
("мютюэлизма") Прудона и "коллективизма" Бакунина, идеалом
Кропоткина был коммунизм, основанный на всеобщем труде и коммунальном
производстве, свободном потреблении продуктов совместной работы, на свободной
федеративной группировке от простого к сложному. Коммунистическое общество
будет освобождено от религиозной морали. Отношения между людьми будет
определять "свободная мораль, без принуждения и санкции, развивающаяся из
самой жизни общества и переходящая в состояние обычая". Золотое правило морали
Кропоткин считал основой общежития. "Поступай с другими так, как бы ты
хотел, чтобы в тех же условиях другие поступали с тобою" — это, утверждал
Кропоткин, "не что иное, как начала Равенства, т.е. основное начало
анархизма". В коммунистическом обществе,
полагал Кропоткин, место правительства займут "вполне свободное соглашение
и союзный договор, случаи же столкновения неизбежно уменьшатся, а те, которые
будут возникать, могут разрешаться третейским судом". Переход к коммунизму
Кропоткин считал длительным, сочетающим разрушение (бунты, стачки, ломка старой
психологии, идеологии, нравственности) с созиданием нового строя,
организованного на свободных союзах и высокой нравственности. Марксизм Кропоткин отвергал,
видя в нем "государственный социализм", который неизбежно разовьется
в экономический деспотизм, еще более страшный, чем политический. Коль скоро организация
коммунизма опирается на естественные законы, строительство нового общества не
может быть поручено каким-либо государственным учреждениям. Коммунистическое
общество "должно быть делом всех, оно должно быть создано творческим умом
самого народа; коммунизм нельзя навязать свыше, — писал Кропоткин, — без
постоянной, ежедневной поддержки со стороны всех он не мог бы существовать: он
задохнулся бы в атмосфере власти". Особенностью концепции
Кропоткина было признание промежуточных ступеней между государством и
анархо-коммунизмом. Преданархическая фаза — эпоха государственного федерализма
— включает распад больших централизованных государств, развитие общественных
организаций, служащих разрушению монополии церкви и государства, кооперативное движение,
создающее предпосылки перехода к коммунизму. Идеи анархо-коммунизма
распространялись в России примерно с 1903 г. организацией сторонников
Кропоткина "Хлеб и воля". В 1917г. Кропоткин вернулся из эмиграции в
Россию; на Государственном совещании в Москве в августе 1917 г. он призывал к
объединению революционных сил во имя идеалов "самоуправления и
труда", предлагал провозгласить Россию федеративной республикой. Советы
Кропоткин считал великим завоеванием революции, органами, с помощью которых
Россия сможет построить коммунистическое общество без государства. После Октябрьской революции
в письмах к Ленину, в обращениях к западноевропейским рабочим, в других
произведениях Кропоткин с тревогой писал о партийной диктатуре, о системе
заложничества, о терроре, произволе ВЧК, массовых расстрелах. Ссылаясь на уроки
Французской революции, Кропоткин обращался к Ленину: "Террористы комитета
общественной безопасности оказались могильщиками революции". Кропоткин
сетовал, что Россия стала Советской Республикой только по названию:
"Теперь правят в России не Советы, а партийные комитеты, и их
строительство страдает недостатками чиновничьего строительства". Диктатура
партии, отмечал Кропоткин, безусловно вредна для создания нового,
социалистического строя. Она препятствует местному строительству местными
силами, уничтожает влияние и созидательную силу Советов, искореняет свободу
печати и свободу предвыборной агитации, допускает ошибки, за которые приходится
расплачиваться тысячами жизней и разорением целых округов. "Если же
теперешнее положение продлится, — с грустью писал Кропоткин, — то самое слово
"социализм" обратится в проклятие. Как оно случилось во Франции с
понятием равенства на сорок лет после правления якобинцев". |
Реклама: |