|
Существенные возражения
против партийно-государственного социализма, основанного на притязаниях
социал-демократии на власть, выдвинул Ян-Вацлав Махайский
(1867—1926), опубликовавший под псевдонимом А. Вольский книгу "Умственный
рабочий" (1898—1899 гг., переиздавалась в 1905 г.). Поначалу Махайский стремился
уточнить некоторые положения учения марксизма. Он писал, что основное внимание
Маркс уделял исследованию антагонизма между капиталистом и рабочим и совершенно
упустил из виду антагонизм между пролетариатом и буржуазным обществом. В
результате не исследовано "вторичное распределение", за счет которого
содержится интеллигенция, приближающаяся, как отмечает и Каутский, по своему
жизненному уровню к буржуазии. "Образованное общество", вся армия
"умственных рабочих", писал Махайский, ведет такое же паразитическое
существование, как и горсть капиталистов и крупных земельных собственников. Образованное общество свои
знания, таланты и способности передает только своему потомству, воспроизводя
армию умственных рабочих. Превратив знания в источник доходов, интеллигенция
была и остается "чем-то вроде жреческой касты в древнем Египте, ревниво
оберегающей свои тайные знания от непосвященного плебея". Стремясь к господству над
всем обществом, интеллигенция выдвинула идеал государственного социализма,
используя в своих целях движение пролетариата. По мнению Махайского, подлинная
цель социал-демократов — обобществить средства производства и установить над
всем обществом власть интеллигенции, живущей за счет эксплуатации пролетариата. Махайский и его
последователи (анархистские группы в Иркутске, группа "Рабочий
заговор" в Одессе и др.) ставили задачи самоорганизации рабочего класса,
освобождения его от чуждых целей, навязанных пролетариату группами
"умственных рабочих" (т.е. буржуазной интеллигенцией), руководящих
социал-демократическими партиями. Видным теоретиком анархизма
был Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921).
Политическая деятельность Кропоткина началась в самый первый период
народничества; после ареста и побега он издавал в эмиграции газеты
революционного и анархистского направления ("Бунтарь",
"Свобода"). Его политические произведения стали активно издаваться в
России и в других странах с начала XX в. - В работах "Хлеб и воля",
"Записки революционера", "Государство, его роль в истории",
"Нравственные принципы анархизма", "Современная наука и
анархия" и других Кропоткин изложил и обосновал теорию анархо-коммунизма. Кропоткин писал, что в
основе общества лежат всеобщее равенство, солидарность и свобода. От общества отличается одна
из его исторических форм — государство. Государство Кропоткин определял как
"общество взаимного страхования, заключенного между землевладельцем,
воином, судьей и священником, чтобы обеспечить каждому из них власть над
народом и эксплуатацию бедноты. Таково было происхождение государства, такова
была его история и таково его существо еще и в наше время". Согласно теории Кропоткина
сущность истории — стремление к личной свободе; этому стремлению враждебно
государство, самый смысл которого заключается в "подавлении личности, в
уничтожении всякой свободной группировки, всякого свободного творчества, в
ненависти ко всякому личному почину и в торжестве одной идеи, которая по
необходимости должна быть идеей посредственности...". Особенностью исторической
концепции Кропоткина является представление о случайности и прерывности государственной
организации общества, которое в отличие от государства существует необходимо и
постоянно. Оригинальность концепции в том, что целые периоды истории, по
Кропоткину, государства не было; античные республики Греции, средневековые
вольные города, свободные сельские общины, по его мнению, не были государствами
в собственном смысле слова. Начало государственности в Европе положила Римская
империя — централизованная бюрократическая иерархия, оторванная от народа и
противостоящая ему. "Через всю историю нашей цивилизации, — писал
Кропоткин, — проходят два течения, две враждебные традиции: римская и народная;
императорская и федералистская; традиция власти и традиция свободы. И теперь,
накануне великой социальной революции, эти две традиции опять стоят лицом к
лицу". |
Реклама: |