|
В своей концепции ученый
обосновывал необходимость множественности научных понятий права. Исследование
вопросов об отношении между правом и государством, правом и хозяйством, правом
и обществом, правом и нравственностью, правом и религией и т.д. требует
методологии, способной изучать это социальное явление с нормативной,
социологической, государственно-организационной, психологической сторон. Различные понятия права, по
убеждению Кистяковского, должны быть не только ориентированы на изучение
культурных благ, но и объединены с помощью каких-либо синтетических форм в
новый вид познавательной деятельности человека. Эта проблема общего учения о
праве остается актуальной и в настоящее время. § 6. Религиозно-нравственная философия права в России. В. С. Соловьев. Е. Н. ТрубецкойВ России в конце XIX —
начале XX в. существовало немало философски-религиозно настроенных мыслителей
славянофильского настроя, затрагивавших вопросы права с позиций справедливости,
в связи с религиозными заповедями, идеями нравственного совершенствования. К
числу таких правоведов, сводивших правовые проблемы к моральным, относятся В.
С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, И. А. Ильин, С. Л. Франк и др. Видный философ права Владимир Сергеевич Соловьев (1853— 1900), доцент
философского факультета Московского университета по кафедре философии,
некоторое время читал лекции в Петербургском университете. В 1900 г. он был
избран почетным академиком Академии наук по разряду изящной словесности
отделения русского языка и словесности. В 1891 г. Соловьев был приглашен
возглавить отдел философии в Большом Энциклопедическом Словаре Брокгауза и Ефрона,
написал более 130 статей (например, статьи о Канте, Гегеле, Конте). Он внес
большой вклад в обоснование нравственного содержания права. К числу главных
работ Соловьева относятся "Кризис западной философии (против
позитивистов)" (1874 г.), "Критика отвлеченных начал" (1880 г.),
"Оправдание добра. Нравственная философия" (1897 г.). Учение о праве Соловьева
основывается на изучении и сопоставлении им природы права и морали. Согласно
его взглядам нравственное требование по своему содержанию неограниченно и всегда
стремится к построению идеала. Право, наоборот, носит условный характер и
предполагает ограничение — в юридической области важны поступок и его
результат. Нравственный закон, предписывая должное поведение, обращен только к
внутренней стороне воли индивида, а юридический закон рассматривает внешнее
проявление воли — имущество, действие, результат действия и т.д. Право требует низшей,
минимальной степени нравственного сознания. Исполнение нравственных требований
не исчерпывается, отмечал Соловьев, никакими внешними проявлениями, а
позитивный закон дозволяет, предписывает, запрещает определенное правило
поведения; право предполагает объективное выражение воли в совершении или
недопущении каких-либо действий. "Право — это требование реализации минимальной
нравственности, то есть осуществления определенного минимального добра", —
писал ученый. Коль скоро в правовой области важна реализация правовых норм для
гарантированности каких-либо благ, например, безопасности лиц в обществе,
осуществления прав личности, то юридический закон непременно должен содержать в
себе прямое либо косвенное принуждение. Право, замечал Соловьев, это
"принудительное требование реализации определенного минимального добра или
порядка, не допускающего известных проявлений зла". Задача права, по его
мнению, заключается не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие
Божие, а в том, чтобы он до времени не превратился в ад. Понятие личной свободы в
философии Соловьева во многом созвучно идеям Локка, Монтескье, Канта. Основы
общежития, утверждал ученый, могут охраняться только законом, поскольку
"существование общества зависит не от совершенства некоторых, а от
безопасности всех". Поэтому принудительный закон, охраняя и личную
свободу, и общественный интерес, является "необходимым условием
нравственного совершенствования". |
Реклама: |