|
Кистяковский отождествлял
конституционное и правовое понятия государства. Государство и право, утверждал
Кистяковский, возникли и некоторое время развивались независимо друг от друга,
однако постепенно государство стало признавать своей важной обязанностью заботу
об охране права. Появилась возможность произвола, поскольку государство
сделалось единственным судьей в вопросах действующего права. Но вскоре, замечал
Кистяковский, обнаружилось, "что в силу самой природы государства для него
существует принудительная необходимость основываться в своей деятельности на праве".
"...Доставляя государству опору, право вместе с тем постепенно обязывает
его самого следовать правовым предписаниям и нерушимо их соблюдать. Идя этим
путем, право с течением времени все больше и больше расширяет свое господство
над государством. В конечном результате этого процесса право перестраивает
государство и превращает его в правовое явление или в создание права".
Таким "созданием права", утверждал ученый, может быть признано только
"современное конституционное или правовое государство". Кистяковский критически
исследовал современное ему российское правосознание и отмечал, что в России, в
первую очередь со стороны интеллигенции, нет интереса к правовым идеям.
Правовой нигилизм в России — свидетельство, по его мнению, "отсутствия
какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизни русского
народа", желание решать спорные дела не формально, на основе норм права, а
по совести, любая гарантированность правом считается в России отсутствием
доброго чувства и т.д. Кистяковский в работе "В защиту права"
приводит стихотворные строки поэта-юмориста Б. Н. Алмазова (вложенные в уста К.
С. Аксакова взгляды славянофилов): "По причинам органическим мы совсем не
снабжены здравым смыслом юридическим, сим исчадьем сатаны. Широки натуры
русские, нашей правды идеал не влезает в формы узкие юридических начал". Как ориентир для развития
государства Кистяковский предлагал идею правового и социально-справедливого
государства. В России, отмечал Кистяковский, несмотря на то, что в обществе по
большей части "не встречается правильного понимания истинной сущности
права, тем не менее создаются формальные предпосылки (государственные реформы),
которые необходимы для того, чтобы авторитет права был незыблемо утвержден в
нашей государственной, общественной и частной жизни". Право, по глубокому
убеждению Кистяковского, должно быть "совершенно независимо от того, какие
политические направление господствуют в стране и правительстве. Право, по
самому своему существу, стоит над партиями..." "Наши юристы прежде
всего должны настаивать на признании за правом самостоятельного значения, так
как право должно быть правом, а не каким-то придатком к экономической,
политической и другим сторонам общественно-государственной жизни", — писал
Кистяковский. Долг российских юристов — "способствовать всеми силами
повышению авторитета права, а это повышение возможно только при неуклонном
осуществлении правовых норм". Высшее благо для России, заявлял ученый о
современном ему праве, — это "определенность, прочность и устойчивость
права". Заслугой Кистяковского
является глубокое обоснование множественности методов в изучении права.
Руководствуясь этим подходом, он и разработал четыре теоретических и два
технических понятия права, вместивших в себя все достижения юридической науки
того времени. Объединяющим эти понятия права фактором он считал философию
культуры, ориентируя всех лиц на участие в "созидании, применении и
осуществлении права" через "творческий порыв, запросы разума,
напряжение чувства и усилия воли". "Для права недостаточно духовной
активности со стороны только законодателя, судьи и администратора. Каждый
гражданин должен быть духовно деятельным в области права и по-своему творить
его", — писал Кистяковский. |
Реклама: |