|
Философско-методологической
основой его концепции являлись учения Канта и Гегеля, теоретические положения
которых Новгородцев стремился соединить с политико-правовыми идеями конца XIX —
начала XX в. Новгородцев был
представителем нормативно-этической концепции права. Поиск и обоснование
общественного идеала — тема всей жизни и научной деятельности Новгородцева. Он
различал понятия абсолютного и относительного идеалов. Абсолютный идеал создается
каждым человеком самостоятельно и выступает в качестве требования нравственного
поведения индивида, бесконечного совершенствования личности. В основе этого
идеала лежит личность как абсолютная цель общественного прогресса. Эти идеи
Новгородцева во многом определялись философией права Канта, согласно которой
человек всегда должен рассматриваться только "как цель и никогда как
средство". Требование абсолютного идеала, по учению Новгородцева, носит
вневременной характер и является общим для права и морали. Однако в каждой из
этих областей — в области права и в области морали — стремление к идеалу
получает свое особое выражение соответственно существу той руководящей идеи,
которая в них проявляется. Необходимо определить, писал Новгородцев, каков
должен быть абсолютный идеал применительно к области социальных явлений. Относительный идеал зависит
не только от конкретного лица, но и от других субъектов общественной жизни
(группы, класса, движения, партии т.д.) и ориентирован всегда на создание
какого-либо общественного порядка, отражающего в то же время сущность
отдельного человека (личная безопасность, свобода, равенство, собственность,
солидарность и т.п.). В отличие от абсолютного, который имеет безусловное
значение, относительный идеал носит условный характер. Новгородцев писал, что
историческая действительность представляет собой величайшее разнообразие
положений, применительно к которым должны различаться и пути практической
политики. Указывая на изменчивый характер относительного идеала, Новгородцев
критиковал политику доктринерства, согласно которой общество должно быть
реорганизовано путем всеисцеляющих, непогрешимых, единственно верных проектов и
программ. "Перед бесконечным величием идеала относительные средства,
меняющиеся от эпохи к эпохе, должны быть низведены до степени условных приемов,
технических опытов, пробных путей. Носиться тут с непогрешимыми рецептами, с
единоспасающими программами — это и есть то, что мы называем ложным
абсолютизмом", — писал Новгородцев. Проблема соотношения абсолютного и
относительного элементов в общественном идеале, по существу, есть проблема
связи "индивидуального — коллективного" ("личностного —
общественного"), Общество как союз лиц
содержит в себе множество различных интересов, которые должны быть каким-то
образом согласованы между собой. Взаимодействие лиц закрепляется в "нормах
совместной жизни", в учреждениях и нравах, присущих данному обществу. В
совместной деятельности лиц в обществе создается особая, самостоятельная
область нравственных требований. Нравственный закон понимается не только как
норма личного поведения человека, но и как основа общей нравственной жизни,
"связывающая всех воедино некоторой общей целью — стремлением к
абсолютному идеалу". Поскольку, согласно
концепции Новгородцева, общественный идеал носит духовный характер, ученый
уделяет основное внимание проблеме соотношения права и нравственности. На этом
базируется нормативно-этическое понимание права, в основе которого лежит
понятие естественного права как части нравственной субстанции. Новгородцев по-своему
развивал понятие естественного права с изменяющимся содержанием. Мораль столь
же неизменна, рассуждал Новгородцев, сколь постоянна сущность человека: то, что
нравственно для одного человека, не может (не должно) быть этически
безразличным для другого. Право же (и правосознание) подвижно и изменчиво,
вплоть до того, что право может противоречить само себе или идее
справедливости. Проблема заключается в том, чтобы в процессе совершенствования
права (1) не выходить за пределы моральных критериев и (2) направлять
правотворчество в соответствии с этическим идеалом в такой степени, в какой это
возможно в данном исторически определенном обществе. То, что неосуществимо в
одном обществе, может быть реализовано в другом. |
Реклама: |