|
Шершеневич призывал
исследовать социальную направленность деятельности современного ему
государства. Государство, по его мнению, само заинтересовано в благосостоянии
своих граждан и, как результат, в стабильности государственной власти, поэтому
оно "спешит содействовать экономической деятельности частных хозяйств
организацией кредита, страхования, улучшением путей сообщения, отысканием новых
рынков..." Вместе с тем государство "стремится развить в гражданах
свободную инициативу", которая предполагает чувство свободы, законность и
доверие к общественным и государственным силам. Для этого, утверждал
Шершеневич, государство должно пойти по пути оказания помощи слабейшему посредством
социального законодательства и демократизации государства. Шершеневич писал, что
государство и общество оказывают взаимное влияние друг на друга. В пределах
территории государства существуют многочисленные и разнообразные общественные
интересы: национальные, профессиональные, религиозные и другие, которые могут
объединять людей совсем независимо от государственного интереса и его политики.
Общество может одобрять, поддерживать, относиться сочувственно к политическому
режиму своего государства, но может и воздействовать на политику государства
через общественное мнение, выборы, референдум, отказ от уплаты налогов,
восстания. В основе деятельности любого
государства, утверждал Шершеневич, лежит инстинкт политического самосохранения.
Общий интерес, по его мнению, нередко является интересом только властвующих
лиц, и чем дальновиднее они оказываются, чем лучше умеют они согласовывать свои
частные интересы с потребностями большинства, тем прочнее государство. Для
этого политика государства должна быть достаточно гибкой, чтобы умело
приспосабливаться к новым общественным условиям. "Прогрессивность того или
другого государства обнаруживается именно в том, что оно сумело раньше и лучше
уловить требования времени и приспособиться к ним, вызывая в других, по необходимости,
подражание", — писал Шершеневич. А потому, выступая с требованием
реорганизации общественной жизни в России, он считал путь реформ единственно
приемлемым как для существования и развития общества, так и для сохранения
политической власти государства. Шершеневич выступал против
отождествления понятий правового и конституционного государства. По его мнению,
правовое государство — это теоретическая конструкция, а конституционное
государство — это средство для осуществления политики реформ в цивилизованном
обществе. Шершеневич считал безусловно
необходимым исследование тех явлений и отношений, которые влияют на содержание
правовых норм и на их применение к правовым отношениям. Однако он возражал против
замены правовой догматики социологическим правоведением либо
естественно-правовыми воззрениями. Изучать догму и технику права, подчеркивал
Шершеневич, особенно важно для юриста-практика, который стоит вне идеологии
государства и политики права. Разработанная им теория
права и государства на основе формально-догматического метода имеет большое
значение и в настоящее время. "Общая теория права" Шершеневича,
переизданная в 1995 г., во многом не утратила значения для преподавания теории
государства и права, истории политических и правовых учений. § 5. Неокантианские теории права. П. И. Новгородцев. Б. А. КистяковскийПавел Иванович Новгородцев
(1866—1924) — философ права, один из
основателей концепции "возрожденного" естественного права в России,
исследователь истории политических учений Нового времени. Он был профессором
Московского университета, основателем и первым деканом Русского юридического
факультета в Праге. Ему принадлежат работы по истории философии права, вопросам
теории права и государства, среди которых наиболее известны "Введение в философию
права. Кризис современного правосознания" (1909 г.), "Об общественном
идеале" (1917 г.). |
Реклама: |