|
§ 6. ЗаключениеВо второй половине XIX в.
сложились основные варианты политико-правовых социалистических и
коммунистических концепций. Их содержание и исторические судьбы были различны. Популярность анархизма
предопределялась ростом государственного механизма во всех странах, его
сращиванием с классом буржуазии, откровенно пробуржуазной политикой
западноевропейских государств XIX в. Анархизм дал глубокую критику государства,
но не ответил на вопрос, как пресечь неизбежное и продолжительное сопротивление
капиталистов попыткам отнять у них собственность и лишить их власти. Многочисленные приверженцы
марксизма ценили его за глубокую критику капитализма. Однако марксизм, уповая
на экономическую обусловленность грядущего отмирания государства, избегал
постановки и решения проблемы возможного перерождения временной революционной
диктатуры в стабильную деспотическую власть партийно-государственной
бюрократии, противостоящую народу. Как отмечено, популярность
марксизму придавало то, что его теоретические положения часто соединялись с
идеями социальной демократии в программных документах многих рабочих партий
Западной Европы. Это сочетание породило ряд споров и теоретических затруднений.
С самого начала деятельности социал-демократических партий стал дискуссионным
вопрос о соотношении революции и реформы, программной цели и повседневной
деятельности партий, притязающих на выражение и защиту интересов класса наемных
рабочих. Было неясно, к чему звать рабочий класс — к коммунистической
революции, уничтожающей капитализм, или к борьбе за сокращение рабочего дня,
повышение заработной платы, улучшение условий труда, создание и развитие
социальных гарантий. Должна ли социал-демократическая партия, ставящая
программной целью ликвидацию капитализма, бороться за улучшение жизни рабочего
класса при этом самом капитализме? Разногласия по названным проблемам вскоре
породили расколы в социал-демократическом и марксистском движении. Наиболее реалистичной с
точки зрения социальной науки была теория "русского социализма",
связывающая контуры будущего строя не с теоретическими предположениями кабинетных
ученых и не с лозунгами партийных программ, а с существовавшими в России
общественными отношениями и учреждениями, способными стать основой и опорой
общинного и кооперативного самоуправляющегося общества. Однако самодержавная
власть, подавлявшая революционно-социалистическое движение в России, а затем
разгон большевиками Учредительного собрания (1918 г.), большинство которого
(социалисты-революционеры) являлось приверженцами идей общинного социализма,
стали несокрушимой политической преградой на пути осуществления теории
"русского социализма". При всех разногласиях и
острых дискуссиях представителей различных течений социалистической и
коммунистической политико-правовой идеологии второй половины XIX в. критика ими
кричащих несправедливостей первоначального капитализма способствовала изживанию
ряда этих несправедливостей, совпадала с общей тенденцией социализации
гражданского общества и содействовала ее осуществлению. Глава 24. ЛИБЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.§ 1. ВведениеПосле отмены крепостного
права (1861 г.) правительство России провело ряд реформ (судебная, земская,
городская, военная и др.), которые подготовили почву для перехода ее к
промышленному строю. Однако реформы носили половинчатый характер, не
гарантировали права и свободы широким слоям населения. В этот период в России
продолжалась деятельность социалистов-народников, призывавших крестьян к
социальной революции. Развивалась либеральная мысль. Большинство либерально
настроенных мыслителей теоретически обосновывали создание в России
конституционной монархии, необходимость широких правовых реформ, формирование
правового государства, юридического закрепления прав личности. |
Реклама: |