|
Теория "русского
социализма" и народничество имели общеевропейскую известность. Ряд народников
состоял в Женевской секции I Интернационала (преимущественно
"лавристы") и поддерживал борьбу Маркса против Бакунина и бакунистов.
Неприязненные отношения между Герценом и Марксом, а затем соперничество Маркса
и Бакунина за преобладание в I Интернационале наложили отпечаток на ряд
суждений Маркса о народничестве как о стремлении "одним махом перескочить
в анархистско-коммунистически-атеистический рай". Однако основательное
решение теорией "русского социализма" поставленного еще Фурье вопроса
о возможности перехода от низших стадий общественного развития к высшим, минуя
капитализм, потребовало обоснованного анализа и оценки этой теории. В ряде
опубликованных работ Маркс и Энгельс (в предисловии к русскому изданию 1882 г.
"Манифеста коммунистической партии", в ответе Энгельса на полемичную
статью Ткачева в 1875 г. и др.) писали, что русское общинное землевладение
может стать исходной точкой коммунистического развития при условии победы в
Западной Европе пролетарской революции, которая доставит русскому крестьянству
материальные средства и другие условия, необходимые для такого развития. Народнические идеи лежали в
основе программы партии социалистов-революционеров ("эсеры",
1901—1923 гг.). Партия ставила задачу свержения царского правительства и одним
из главных средств борьбы с ним считала вооруженное восстание и
террористические действия, т.е. убийства и покушения на жизнь ответственных
представителей этого правительства. Программными требованиями
партии социалистов-революционеров были установление демократической республики,
широкой автономии для отдельных областей страны, федеративное устройство
государства, право национальностей на свободу развития и культурную автономию.
Программа предусматривала всеобщее избирательное право, выборность должностных
лиц на известный срок и право их "сменения" народом, полное
гражданское равноправие, отделение церкви от государства, всеобщее равное и
обязательное образование за государственный счет, замену постоянной армии
народной милицией. Для осуществления этой программы партия требовала созыва
Учредительного собрания, которое от имени народа должно установить новый
государственный строй. В общественно-экономической
области социалисты-революционеры были сторонниками социализации земли, т.е.
передачи ее в распоряжение демократически организованных местных общин и
обработки земли личным трудом на началах уравнительного землепользования. В
рабочем вопросе партия требовала сокращения рабочего дня (не более 8 часов),
введения государственного страхования рабочих, свободы профессиональных
объединений, законодательной охраны труда и др. Признавая непримиримую
противоположность классовых интересов буржуазии и трудящихся масс, партия
ставила конечной целью уничтожение частной собственности на силы природы и на
средства производства, ликвидацию разделения общества на классы и установление
планомерного труда всех на всеобщую пользу. Партия
социалистов-революционеров вела пропагандистскую работу в деревне и в городе,
настойчиво подчеркивая, что трудящееся население является единым рабочим
классом, залог освобож-.дения которого — осознание этого единства; партия
принципиально отвергала противопоставление пролетариата и крестьянства. Девизом
партии социалистов-революционеров были слова: "В борьбе обретешь ты право
свое!"* * См.: Антология мировой политической мысли. В пяти
томах. Т. V. Политические документы. М., 1997. С. 191—195. В 1917 г.
социалисты-революционеры активно содействовали созданию и развитию Советов.
Расколы в партии эсеров, закрытие большевиками в январе 1918 г. Учредительного
собрания, в котором эсеры имели большинство, а затем исключение их из Советов и
массовые репрессии после событий июля 1918 г. привели к ликвидации партии
социалистов-революционеров. |
Реклама: |