|
Главная
задача, по мнению Герцена, в том и состоит, чтобы соединить права личности с
общинным устройством: "Сохранить общину и освободить личность,
распространить сельское и волостное self-government* на города, на государство в целом, поддерживая при
этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли
— вот основной вопрос русской революции — тот самый, что и вопрос о великом
социальном освобождении, несовершенные решения которого так волнуют западные
умы". * Самоуправление. Герцен уделял большое
внимание способам осуществления социальной революции. В его произведениях
немало суждений о неизбежности насильственного низвержения капитализма:
"Сколько социализм ни ходит около своего вопроса, у него нет другого
разрешения, кроме лома и ружья". Однако Герцен отнюдь не был сторонником
обязательного насилия и принуждения: "Мы не верим, что народы не могут
идти вперед иначе, как по колена в крови; мы преклоняемся с благоговением перед
мучениками, но от всего сердца желаем, чтоб их не было". В период подготовки
крестьянской реформы в России в "Колоколе" выражались надежды на
отмену крепостного права правительством на выгодных для крестьян условиях. Но в
том же "Колоколе" говорилось, что если свобода крестьян будет куплена
ценой пугачевщины — то и это не слишком дорогая плата. Самое бурное,
необузданное развитие предпочтительнее сохранения порядков николаевского
застоя. Надежды Герцена на мирное
решение крестьянского вопроса вызвали возражения Чернышевского и других
революционных социалистов. Герцен отвечал им, что Русь надо звать не "к
топору", а к метлам, чтобы вымести грязь и сор, скопившиеся в России. "Призвавши к топору, —
пояснял Герцен, — надобно овладеть движением, надобно иметь организацию,
надобно иметь план, силы и готовность лечь костьми, не только схватившись за
рукоятку, но схватив за лезвие, когда топор слишком расходится". В России
нет такой партии; поэтому к топору он звать не будет, пока "останется хоть
одна разумная надежда на развязку без топора". В те же годы Герцен
разрабатывал идею избрания и созыва всенародного бессословного "Великого
Собора" — Учредительного собрания для отмены крепостничества, узаконения
пропаганды социалистических идей, законной борьбы против самодержавия.
"Каково бы ни было первое Учредительное
собрание, первый парламент, — подчеркивал он, — мы получим свободу
слова, обсуждения и законную почву под ногами". Начиная с Герцена идея
Учредительного собрания стала органической частью социально-революционной и
демократической идеологии России. Разочарование
результатами реформы 1861 г. усилило революционные настроения Герцена. Однако
ему было ясно, что если с помощью революционного насилия можно упразднить
самодержавие и остатки крепостничества, то построить социализм таким способом
невозможно: "Насильем можно разрушать и расчищать место — не больше.
Петрограндизмом* социальный переворот дальше каторжного равенства Гракха Бабёфа
и коммунистической барщины Кабе не пойдет". В статье "К старому
товарищу" (1869—1870 гг.) Герцен спорит с Бакуниным, продолжавшим
принимать страсть разрушительную за страсть творческую"**. "Неужели
цивилизация кнутом, освобождение гильотиной составляют вечную необходимость
всякого шага вперед?" * Петрограндизм — преобразование общества
государственной властью насильственными методами, подобно Петру I (Великому). ** Герцен намекает на статью Бакунина (под псевдонимом
Жюль Элизар) в "Немецком ежегоднике" за 1842 г., завершающуюся
фразой: "Страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая
страсть!" Государство, церковь,
капитализм и собственность осуждены в научной среде так же, как богословие,
метафизика и прочее, писал Герцен; однако вне академических стен они владеют
множеством умов. "(Обойти вопрос понимания так же невозможно, как обойти
вопрос о силе". |
Реклама: |