|
Для пропаганды и подготовки
анархистской социальной революции Бакунин создал в Швейцарии полулегальный
Международный союз (Альянс) социалистической демократии (1868 г.). Еще до этого
он вступил в Международное Товарищество Рабочих (Интернационал), провозгласив
своей программой атеизм, отмену права наследования, уничтожение государства.
Влияние Бакунина было сильным в Италии, Испании, Швейцарии, Бельгии, на юге
Франции. Определяющим было воздействие его идей на русское народничество.
Борьба за влияние в Генеральном Совете МТР между Марксом и Бакуниным привела к
тому, что Гаагский конгресс МТР (2—7 сентября 1872 г.) принял решение об
исключении Бакунина из этой организации; данное решение тут же (15 сентября
1872 г.) было признано недействительным Чрезвычайным конгрессом ряда секций
МТР, принявшим также резолюции о необходимости "разрушения всякой политической
власти". Опасаясь захвата руководства МТР бакунистами, Гаагский конгресс
по предложению Энгельса постановил перенести местопребывание Генерального
Совета МТР за океан, в Нью-Йорк. В 1876 г. было объявлено о роспуске МТР. Влияние анархистских идей на
политико-правовую идеологию, преимущественно социалистическую, усиливалось по
мере роста военно-бюрократических государств. Некоторые видные представители
буржуазной теории права и государства (например, Штаммлер) посвящали критике
анархизма специальные сочинения. Критика предпринималась и идеологами
государственного социализма. Так, по заказу правления социал-демократической
партии Германии Г. В. Плеханов написал работу "Анархизм и социализм",
опубликованную в 1894 г. (на немецком языке). § 5. Политико-правовая идеология "русского социализма" (народничества)Основные положения теории
"русского социализма" разработал Александр Иванович Герцен
(1812—1870). Главным для Герцена был поиск форм и методов соединения
абстрактных идей социализма с реальными общественными отношениями, способов
воплощения в жизнь теоретических ("книжных") принципов социализма.
Подавление буржуазией восстания парижского пролетариата в июне 1848 г. Герцен
глубоко переживал как поражение социализма вообще: "Запад гниет",
"мещанство торжествует". Вскоре (к 1849—1850 гг.) Герцен пришел к
выводу, что страной, в которой есть возможность соединить социалистические идеи
с исторической реальностью, является Россия, где сохранилось общинное
землевладение. В русском крестьянском мире,
утверждал он, содержатся три начала, позволяющие осуществить экономический
переворот, ведущий к социализму: 1) право каждого на землю, 2) общинное
владение ею, 3) мирское управление. Эти общинные начала, воплощающие
"элементы нашего бытового, непосредственного социализма", писал
Герцен, препятствуют развитию сельского пролетариата и дают возможность
миновать стадию капиталистического развития: "Человек будущего в России —
мужик, точно так же, как во Франции работник". В 50-е гг. Герцен основал в
Лондоне Вольную русскую типографию, где печаталась газета "Колокол"
(с 1857 г.), нелегально ввозившаяся в Россию. По мнению Герцена, отмена
крепостного права при сохранении общины даст возможность избежать печального
опыта капиталистического развития Запада и прямо перейти к социализму.
"Мы, — писал Герцен, — русским социализмом
называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от
фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и
общинного управления, — и идет вместе с работничьей артелью навстречу той
экономической справедливости, к которой
стремится социализм вообще и которую подтверждает наука". Существовавшую в России
общину Герцен считал основой, но отнюдь не готовой ячейкой будущего
общественного устройства. Ее главный недостаток он видел в поглощении личности
общиной. Народы Европы, согласно
теории Герцена, разработали два великих начала, доведя каждое из них до
крайних, ущербных решений: "Англосаксонские народы освободили личность,
отрицая общественное начало, обособляя человека. Русский народ сохранил
общинное устройство, отрицая личность, поглощая человека". |
Реклама: |